В столице водолазы обследуют трубы газопровода, проложенного по дну Москвы-реки. Техническое состояние подводной магистрали проверяют раз в три года. Главная задача — найти и устранить повреждения, которые могут привести к утечке газа.
В столице водолазы обследуют трубы газопровода, проложенного по дну Москвы-реки. Техническое состояние подводной магистрали проверяют раз в три года. Главная задача — найти и устранить повреждения, которые могут привести к утечке газа.
В газораспределительной системе Москвы 17 переходов через реку. Все они были построены еще в 60-е годы прошлого века. В 90-е годы провели полную санацию и продлили срок службы еще на 40 лет. Теперь раз в три года проводят диагностику.
И здесь без помощи водолазов не обойтись. Илье Моргунову предстоит исследовать дюкер "Кропоткинский" — это крупнейший участок трубопровода в районе Пречистенской набережной.
Илье предстоит погрузиться на глубину трех метров.
— Нечем дышать!
— Побольше воздуха! Клапан открой у себя!
C помощью встроенного датчика поддерживается связь с теми, кто на борту. Весь путь фиксируется на камеру — это помогает специалистам детально разглядеть, в каком состоянии находится газопровод.
"Мы обследуем состояние не только самой трубы, а смотрим местоположение газопровода в соответствии с проектными решениями. Течение в Москве-реке достаточно сильное, поэтому иногда происходит подмыв газопроводов, вымывание песка, щебня", — рассказывает главный инженер АО "Мосгаз" Андрей Горбачев.
Газовые трубы на дне реки помещены в специальное ложе. Чтобы они не всплывали, их прижимают железобетонными грузами, а сверху засыпают песком и щебнем для защиты от механических повреждений. Иногда на обследование одного дюкера уходит несколько часов.
"Идешь по газопроводу, проверяешь — на мусор, на поломки, если есть пузыри газопровода. Говоришь: на этой трубе такого не было обнаружено, все в хорошем состоянии", — рассказывает водолаз Илья Моргунов.
Если повреждения есть — тут же, на месте, проводят сварочные работы. При этом процесс подачи газа потребителям не прерывается, потому что трубы — две.
"Они завязаны в общую систему так, чтобы обеспечивать резервирование при необходимости", — рассказал генеральный директор АО "Мосгаз" Гасан Гасангаджиев.
Самые крупные трубопроводы — в районе Саввинской и Нагатинской набережных, в Строгинской пойме, в районе улицы Живописной, на набережных Даниловская и Краснопресненская. Всего — 17 дюкеров, а это почти пять километров трубопровода. Три километра уже проверили. И в планах газовщиков — поэтапная реконструкция всей системы.