Однажды моя преподавательница раскритиковала учебник одного австро-английского историка и теоретика искусств за то, что на 400 страницах его книги об истории прекрасного не было ни одного женского имени. Хотя женщины-художники были и в конце XIX – начале XX веков, и во времена Ренессанса, и даже при Плинии Старшем. Только по многочисленным, в том числе социальным причинам, как-то не складывалось….
Однажды моя преподавательница раскритиковала учебник одного австро-английского историка и теоретика искусств за то, что на 400 страницах его книги об истории прекрасного не было ни одного женского имени. Хотя женщины-художники были и в конце XIX – начале XX веков, и во времена Ренессанса, и даже при Плинии Старшем. Только по многочисленным, в том числе социальным причинам, как-то не складывалось….
В 60-е годы феминизм вошел в искусство, и оно сразу приобрело политическую
и социальную окраску, сосредоточило внимание на женском теле. Были, конечно, авторы,
представляющие миру традиционные женские практики (вышивку, шитье, керамику,
бриколаж), но в этой статье речь пойдет не о них.
Японская художница Шигеко Кубота дерзко вошла в западный мир искусства, продемонстрировав в
1965 году в Нью–Йорке свой перформанс Vagina painting или "Рисование вагиной". Работала Кубота публично перед ханжески
настроенными критиками и заинтригованными обывателями. На горизонтальной
плоскости, на корточках, в облегающем мини-платье и с большой кистью, вставленной
во влагалище. Перформанс отсылал ко многим громким произведениям искусства:
Джексону Поллоку и его технике живописи, к а также выступал символом менструальной крови.
Вагинальная живопись Шигеко Куботы является краеугольным камнем феминистского искусства и ее можно даже рассматривать в качестве предвестника той волны извращенного искусства 90-х годов. Тогда в творчестве началось повальное использование телесных жидкостей. Следующим этапом стала Genital Panic или "Генитальная паника" – серия фотографий,
сделанных спустя некоторое время после скандального перформанса австрийской
художницы Вали Экспорт.
В 1968 году она вошла в мюнхенский арт-хаусный
кинотеатр, где демонстрировались фильмы экспериментальных кинематографистов.
Одета была в брюки с вырезом в области промежности и кожаную куртку. В таком
виде художница прогуливалась между рядами сидящих зрителей, при этом ее обнаженные гениталии были на уровне лиц.
По
некоторым данным, которые сама художница отрицает, в руках у нее было ружье и
она предлагала аудитории секс, направляя оружие на головы зрителей. Пока она
передвигалась от одного ряда к другому, те молча поднимались и покидали
кинотеатр. Этим действием она хотела сказать, что надо контактировать с "живой
женщиной" вместо изображений на экране, проиллюстрировала понятие "расширенного
кино", в котором тело художника является активным объектом наблюдения.
Феминистская акция Вали Экспорт была
увековечена на снимках, сделанных фотографом Петром Хассманом через год в Вене.
На фотографии художница сидит на стуле, широко раздвинув ноги. Она облачена все
в те же штаны с отсутствующим треугольником в области промежности и кожаную
куртку, а в руках держит ружье и с вызовом смотрит на мир.
Еще одной звездой феминистского искусства считается Кароли Шнееманн,
американская художница, достаточно рано отошедшая от живописи в традиционном
понимании этого слова. Вместо холста она использовала собственное тело.
В своем
перформансе "Внутренний свиток" художница, стоя обнаженной на столе, постепенно
вытаскивала из своей вагины длинный свиток, зачитывая его вслух. Также она обнажила
свои ягодицы для Йоко Оно и ее фильма "Four", где в кадре на протяжении десяти минут шагают разные по форме, но
непременно обнаженные попы.
Кароли и сама сняла видео, где она занимается
сексом. Это было радостный коллаж, в котором художница стремилась уловить эротическое
великолепие повседневного бесстыдного секса. К слову, в то время на экране режиссерам в их фильмах было запрещено демонстрировать лобковые волосы и даже произнести слово
"вагина". Шнееманн монтировала фильм в секретной лаборатории, используемой для
порнографических лент. И хотя ее творение было слишком шокирующим для
широкой публики, оно выиграло приз в Каннах в 1969 году.
Творчество Кароли было настолько провокационным, что во время демонстрации перформанса под названием "Радости мяса" один зритель вскочил и попытался задушить художницу. В "Радостях мяса" четверо мужчин и женщин в нижнем белье двигались под музыку, всего лишь пачкая себя краской, обрывками бумаги и перекатываясь по полу, на котором разбросаны сырые сосиски, курица и рыба.
То, что эти дамы посеяли, прекрасно взошло и дало обильный урожай. Приведу несколько
современных работ на примере сильной половины человечества.
Американский фотограф и художник Андрес Серрано использует в собственных произведениях
мочу и собственную семенную жидкость. Его самое нашумевшее произведение – Piss Christ увидело свет в 1987 году. Это фотография небольшого пластикового распятия, помещенного
в емкость с мочой художника. За эту работу художник даже получил несколько
наград. С этой работой, видимо, были и несогласные, потому что в 2011 году фотография была повреждена во
время выставки во Франции.
Может показаться, что такое современное искусство – это больной бред, но оно
было одобрено и запущено в массы знаменитой группой Metallica, которая поместила работу Андреса "Semen and Blood III" (при
создании которой использовались бычья кровь и сперма художника) на обложку
своего шестого альбома "Load" (1996).
А канадский художник Брент Рэй Фрейзер
продвигает себя по миру, участвуя во всевозможных шоу талантов, где он рисует
портреты известных личностей своей самой мужской частью тела, в сверх короткий
срок и в присутствии смущенной публики. Надо сказать, что портреты у него
получаются выразительными, вот только над техникой мазка надо еще поработать.