Пятница – традиционное время не только для зажигательных вечеринок, но и бурного шопинга. Но отправляясь по магазинам, важно сохранять бдительность, чтобы не потратить деньги на совершенно ненужные вещи. Чтобы уберечь ваш кошелек от лишних трат, рассказываем о маркетинговых и психологических приемах, которые стремятся превратить вас в безвольную марионетку.
Пятница – традиционное время не только для зажигательных вечеринок, но и бурного шопинга. Но отправляясь по магазинам, важно сохранять бдительность, чтобы не потратить деньги на совершенно ненужные вещи. Чтобы уберечь ваш кошелек от лишних трат, рассказываем о маркетинговых и психологических приемах, которые стремятся превратить вас в безвольную марионетку.
В целом, способы манипуляции нами в магазинах можно было бы разделить на две группы – чисто маркетинговые и психологические. К первым относится раскладка товара, цена, различные акции и скидки. Психологические манипуляции – это, как правило, специфическое поведение продавцов-консультантов, которых долго и упорно "натаскивают" с помощью тренингов. Разберемся подробнее в том, как же магазины умело подчиняют нас своей воле.
Постоянное внимание
Заходя в магазин, вы часто слышите подчеркнутое "Здравствуйте", которым магазины как бы подчеркивают, что вас заметили, вам рады и в покое теперь вас ни за что не оставят. Естественно, через несколько минут к вам по сценарию подходит продавец-консультант с традиционным вопросом "Чем помочь?", а затем ненавязчиво (или навязчиво – кто как умеет) начинает помогать вам в выборе товара, даже если вы ответили, что ничего конкретного не ищите.
Естественно, когда вам уделили столько внимания, вы чувствуете, что просто обязаны что-то приобрести, ну или хотя бы из приличия задержаться в магазине подольше – невозможно же уйти в разгар рассказов о новых цветах сумочки или специальном предложении!
Обращали когда-нибудь внимание на то, что на выходе из примерочной, вас часто спрашивают не "Будете брать?", а "Подошло что-нибудь?". Все потому, что на первый вопрос вы точно знаете ответ, а вот второй заставляет вас задуматься о том, стоит ли брать эту дорогущую, но обалденно сидящую кофточку или нет.
Некоторые магазины, как, например, один известный масс-маркетовый бренд купальников, и вовсе предпочитают тактику "замучить вниманием". В этом случае продавцы-консультанты лезут в примерочную каждую минуту, не давая покупателю возможности собраться с мыслями.
Ну и естественно, уходя из магазина, вы слышите вслед "До свидания", которое как бы призвано подчеркнуть, что к вам хорошо отнеслись, а вы неблагодарная, так ничего и не купили, и все об этом знают.
Лесть
Если вы сомневаетесь в том, хорошо ли сидит на вас платье, лучше сфотографируйтесь в нем и киньте снимок кому-то из близких людей, чьему вкусу вы можете доверять. Как правило, продавцы правду не скажут – они "заточены" на то, чтобы льстить клиентам и подчеркивать их мнимую индивидуальность: "Очень хорошо вам подошел этот цвет", "Эта модель туфель редко кому идет, но вам подошла идеально!"
Скрытые негативные послания
Как правило, российские магазины вносят свою "изюминку" в общение с покупателями и заключается она в негативных посланиях. Многие продавцы, намеренно или нет, стремятся вызвать в нас чувство собственной неуспешности, несостоятельности и так далее. К этому относятся, надменно-снисходительное общение в стиле "я же лучше знаю, куда тебе до меня", истеричные вопросы "вам цену показать?", как только человек дотронется рукой до товара и фразы вроде "Вы можете посмотреть наш товар со скидками".
Уютная атмосфера с отрывом от реальности
Все торговые залы устроены по одному и тому же принципу – заставить покупателя почувствовать себя хорошо и уютно, как дома, не думать ни о чем, кроме товара, и уйти отсюда как можно позже. Обратите внимание, что во всех торговых центрах и магазинах, как правило, несколько приглушен свет, звучит приятная, умиротворяющая музыка и.... отсутствуют часы и окна. Все это провоцирует полный отрыв от реальности. Знакомо ощущение?Только зашла, а тут, бац, и пять часов прошло?
Зеркала
В примерочной часто установлены "лживые" зеркала, которые делают нашу фигуру стройнее, а кожу – загорелее. Естественно, мучаясь над вопросом, брать или не брать вещь, с такими зеркалами, мы скорее решился на покупку. В торговых залах же, напротив, установлено множество "правдивых" зеркал с ярким светом, которые, напротив, провоцируют наше недовольство собственной внешностью и, как следствие, желание прикупить что-нибудь, чтобы это исправить.
"Специальные" акции
Так называемые выгодные предложения типа "купи две по цене одной", "возьми на пять тысяч и получи скидку", "скидка на третий товар в чеке" совсем не выгодны, если разобраться. Скидка по деньгам в таких акциях минимальна, а главное – вас заставляют купить то, что вы не планировали и наверняка, и дальше не будете пользоваться этой вещью.
Мнимые скидки
Ну и последний распространенный прием – это создание "эффекта распродажи". Так, к примеру вещь стоит три тысячи рублей. В период распродаж маркетологи наклеивают на нее ценник "шесть тысяч рублей", а рядом пишут "скидка 50%". Соответственно, создается эффект выгодной покупки, хотя цена товара осталась неизменной.