Безрельсовый трамвай, усатый автобус — как только ни называли москвичи новый транспорт в 1933 году. Тогда он был деревянным, а сейчас 1200 современных машин курсируют по 55 столичным маршрутам. Каким был первый маршрут троллейбуса? И как изменилось это средство передвижения со времен Лазаря Кагановича и знаменитой Букашки?
Безрельсовый трамвай, усатый автобус — как только ни называли москвичи новый транспорт в 1933 году. Тогда он был деревянным, а сейчас 1200 современных машин курсируют по 55 столичным маршрутам. Каким был первый маршрут троллейбуса? И как изменилось это средство передвижения со времен "Лазаря Кагановича" и знаменитой "Букашки"?
Здесь памятник Горькому еще не стоял, а вот трамваи уже ходили: 84 года назад в Москве появляется новый вид общественного транспорта — в первый рейс выходит московский троллейбус.
Вот он — первый троллейбус: модель ЛК — Лазарь Каганович. Машина проходит испытания. После успешной обкатки — сразу в рейс: Москва, Белорусский вокзал — село Всесвятское, это нынешний район Сокол. За день два троллейбуса перевезли более 1200 пассажиров. Электрический автобус был принят на ура, несмотря на все его минусы.
"Первые троллейбусы были холодные, они были сделаны из фанеры, фактически не отапливались, были неудобные для людей. Конечно, в зимнее время все жались друг к другу", — говорит историк, москвовед Людмила Письменская.
Через год по Москве колесили уже три десятка "Кагановичей". В центре и районе ВДНХ появляются новые троллейбусные линии. В 40-е с конвейера выходят новые марки электрических автобусов.
— Это первый железный троллейбус?
"Да, первый цельнометаллический, который вышел на линию и стал массовым во всем бывшем СССР", — демонстрирует историческую машину сотрудник Музея московского транспорта Геннадий Нарыков.
Новый транспорт активно продвигал Никита Хрущев, Булат Окуджава увековечил троллейбус в стихах, а Эльдар Рязанов — в своей картине "Берегись автомобиля".
— Здравствуй, Люба, я вернулся!
— Юрий Иванович, вход в троллейбус — с другой стороны.
С началом 60-х троллейбус — уже не только общественный транспорт, но и грузовой. ЦУМ, ГУМ, "Детский мир", Военторг, различные магазины и фабрики обслуживал грузовой троллейбус. Кстати, перевозки были популярны вплоть до 90-х годов прошлого века — в машину могло войти до семи тонн груза.
Орден "Знак почета", многочисленные грамоты за труд: Иваныч, как его называют в депо, за рулем троллейбуса уже больше чем полвека. Сорок два года на линии, еще 11 — водитель-перегонщик, и до сих пор за рулем. Вспоминая советские годы, говорит про зайцев: безбилетники часто блефовали. Сейчас многим уже даже непонятно, о чем идет речь.
"Делает вид, что он опускает монетку — на самом деле просто пустую руку, делает вид, что опустил монету", — вспоминает Иван Боронин.
Железные монеты заменили пластиковые карты, в троллейбусах появились розетки, места для инвалидов, Интернет, электронные табло. Но главный фактор в пользу наземного транспорта, а не метро остался неизменным.
"Можно смотреть в окошко и любоваться, какая Москва на данный момент красивая стала", — объясняет Галина Мидонова.
Троллейбусы для всей страны делают в Саратове. Отсюда их поставляют в 85 российских городов. В год с конвейера сходят более 200 машин. Большинство заказывает Москва. Сейчас машиностроители работают над новой технологией — динамической подзарядкой. Возможно, в недалеком будущем "рога", как называют в просторечии штанги, троллейбусам больше не понадобятся.