В России, традиционно славящейся высоким уровнем образования и широтой инженерно-технологической мысли, темп развития дистанционного обучения пока уступает мировой практике. Но с каждым годом разработка и внедрение образовательных онлайн-методик привлекает все больше людей. О том, какие тенденции и перспективы ждут российский рынок онлайн-образования, рассказал сооснователь и СЕО онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply Кирилл Бигай.
В России, традиционно славящейся высоким уровнем образования и широтой инженерно-технологической мысли, темп развития дистанционного обучения пока уступает мировой практике. Но с каждым годом разработка и внедрение образовательных онлайн-методик привлекает все больше людей. О том, какие тенденции и перспективы ждут российский рынок онлайн-образования, рассказал сооснователь и СЕО онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply Кирилл Бигай.
Ситуация на глобальном и российском рынке
Несмотря на активное развитие мирового онлайн-образования с
2012 года и бум на такие платформы, как Coursera, EdX и Udemy, российский рынок
еще не достиг своей зрелости и находится на этапе роста. По данным
образовательного каталога EdIndex, сейчас в России есть более 180 проектов,
направленных на развитие дистанционного обучения. Среди них наиболее известны
бесплатные курсы от Лекториума и Универсариума, а платные программы обучения
предлагают популярные Нетология Групп и ELC. В сегменте изучения языков
лидирует приложение LinguaLeo с 13 млн. пользователей. В целом, люди все больше
интересуются обучением на протяжении всей жизни при помощи гаджетов, так что
потенциал у сферы дистанционного образования довольно большой.
По оценкам экспертов, доля e-learning в мировом рынке
образования занимает около 3%, с перспективой роста в денежном эквиваленте от
текущих 165 до 252 млрд. долларов в 2020 году. Прогноз роста доли
онлайн-сегмента на рынке образования России довольно скромный – с 1.1.% до 2.6%
в ближайшие 5 лет. А вот оценка ежегодного прироста этого сегмента на 17-25%
выглядит более оптимистично. Рекорды инвестиционных контрактов в сфере
образовательных технологий тоже пока впереди – за 2014-2016 годы было
зафиксировано 65 сделок, единицы из них превысили 1 млн. долларов. Важно
отметить, что этот рынок защищен от влияния геополитических факторов и, как
следствие, довольно стабилен. Все указывает на то, что к 2021 году в стране
намечается стремительный, как минимум на фоне других развивающихся рынков,
подъем онлайн-образования.
Новые технологии и перспективные направления
Востребованный образовательный контент сегодня – это не
просто лекция профессора, записанная в аудитории и выложенная в интернет. По
нашим наблюдениям и опыту репетиторов, спросом пользуется комплексный формат
изложения материала – микс из качественного видео, инфографики и сторителлинга.
Чего ждать в ближайшие годы? Уверен, российские
техно-стартапы будут готовы к рывку в развитии образования и предложат
пользователям технологии дополненной и виртуальной реальности (AR и VR), кроме
уже привычного интерактива. Виртуальная реальность расширяет границы традиционного
образования и выводит его на новый уровень с помощью мира фантазии. Но
адаптация такой технологии на локальном рынке потребует тщательной разработки
методологии.
Среди сегментов онлайн-образования популярным направлением
может стать дошкольное и дополнительное школьное образование. Длинные очереди
на запись в детский сад и стремление родителей подготовить ребенка к школе
открывают хорошие возможности для стартапов в этой области. Также возможно
увеличение спроса на новые форматы в менее заполненной, по сравнению с высшим
образованием, нише детского обучения. Например, курсы по программированию или
робототехнике с комбинацией онлайн и офлайн практик, учитывая небольшую
усидчивость детей дошкольного возраста.
В качестве перспективной сферы могу посоветовать
присмотреться к разработке курсов для профориентации старшеклассников – эта
часть рынка пока что не перегружена. Кроме родителей школьников такими
программами могут заинтересоваться университеты и будущие работодатели в поиске
талантов. Кстати, популярные в последнее время корпоративные учебные центры
имеют все шансы появиться не только в таких отраслевых гигантах, как Сбербанк,
но и в сфере малого и среднего бизнеса. Это создаст спрос на специализированные
обучающие программы и интеграцию образовательных платформ в инфраструктуру
компаний.
Что предстоит преодолеть
Конечно, кроме перспектив развития, у отечественного
онлайн-обучения на горизонте много и сложностей. Например, подтверждение такого
образования на уровне государства и правовое признание дипломов работодателями.
На этом фоне особенно интересна новость о выделении грантов российским вузам на
развитие онлайн-обучения в размере 1 млрд руб. в течение 3 лет. Мы видим в этом
подтверждение заинтересованности правительства в более широком применении цифровых
решений в образовании.
Отдельно отмечу, что уже с 2018 года некоторые курсы в вузах
будут переведены в электронную форму без необходимости личного присутствия, и в
будущем количество таких проектов будет расти. Самое сложное здесь – эффективно
совместить дистанционные курсы с действующими образовательными программами и
закрепить это на законодательном уровне.
Вместо заключения
Сейчас мы стоим на пороге глобального перехода. В следующем
десятилетии вслед за успешными примерами мировой практики дистанционные
технологии обучения начнут массово использовать и российские пользователи.
Прогресс системы образования без ориентира на глобальные тренды невозможен, а
они ведут нас к значительному увеличению доли онлайна в сфере получения знаний.
Конечно, не стоит рассчитывать на скорую замену преподавателей искусственным
интеллектом. Но подстроиться под потребности учащихся и помочь им получить
максимальный результат, используя передовые технологии с учетом актуальных
трендов – очевидная задача для новых образовательных стартапов.