Несколько лет назад мэр Москвы Сергей Собянин начал масштабные преобразования в образовательной системе столицы. Была поставлена цель сделать ее эффективной и отвечающей всем требованиям, которые предъявляет к знаниям учащегося стремительно меняющийся мир. Несмотря на первоначальную критику со стороны родителей, детей, а порой и учителей, уже сейчас можно наблюдать высокие результаты, которые были достигнуты благодаря начатым преобразованиям. Dni.Ru решили выяснить, как изменилась московская образовательная система за последние годы.
Несколько лет назад мэр Москвы Сергей Собянин начал масштабные преобразования в образовательной системе столицы. Была поставлена цель сделать ее эффективной и отвечающей всем требованиям, которые предъявляет к знаниям учащегося стремительно меняющийся мир. Несмотря на первоначальную критику со стороны родителей, детей, а порой и учителей, уже сейчас можно наблюдать высокие результаты, которые были достигнуты благодаря начатым преобразованиям. Dni.Ru решили выяснить, как изменилась московская образовательная система за последние годы.
Образование является одним из приоритетных направлений в работе столичной мэрии. Благодаря начатым преобразованиям в городе за последние годы было возведено множество детских садов и школ, значительно повысилась успеваемость учащихся, их результаты на внутрироссийских и международных соревнованиях, а также количество набранных баллов при поступлении в высшие учебные заведения. Кроме того, улучшилась материальная база учебных заведений. Постепенно сошла на нет и критика проводимых московскими властями преобразований. Впрочем, обо всем по порядку.
За прошедшие семь лет в столице сданы в эксплуатацию 284 школы и детских сада. Таким образом была не только решена проблема дефицита мест в образовательной системе города, но и обеспечены работой более 10 тысяч педагогов и специалистов смежных отраслей.
А с начала 2017 года в Москве появились еще 12 объектов образования, рассчитанных на более чем 7,5 тысячи мест. Среди них три детских сада и девять школ. Причем один детсад и четыре школы были построены за счет средств инвесторов в рамках комплексного развития новых районов, в том числе в Новой Москве.
По словам столичного градоначальника Сергея Собянина, совершенствование образования – это вопрос будущего не только самих молодых москвичей, но и всего города. Мэр отметил, что столичное образование должно быть качественным и доступным. Для этого необходимо улучшать материальную базу учебных заведений, создавать и развивать систему предпрофессиональной подготовки учащихся. Немаловажно также и повышение заработной платы московских учителей, подчеркнул Собянин. Финансирование на все эти цели по сравнению с 2010 годом увеличилось в полтора раза.
Часть выделенных средств, к примеру, была направлена на строительство самой большой школы России в районе Некрасовка. Учебное заведение, рассчитанное на 2100 мест, распахнуло свои двери перед учащимися в прошлом месяце. В начальных классах смогут учиться до 800 человек, на 1300 школьников рассчитаны средние и старшие классы. Всего на данный момент в ней учатся около 1100 детей, но с учетом активного развития района и постоянного увеличения численности его населения, ожидается, что уже в этом учебном году за парты "школы-гиганта" сядут еще около тысячи учеников. С увеличением их количества станет больше и педагогов: сейчас их 76.
Новым учебным заведением очень довольны ученики и их родители. "Очень здорово, что в нашем районе построена такая большая, красивая и современная школа. От нашего дома идти до нее пять минут, это очень удобно. Я уже была внутри и довольна увиденным: чистые классы, спортзал, бассейн, столовая и актовый зал – все очень здорово", – рассказала о своих впечатлениях мама одного из первоклассников.
По словам Сергея Собянина, школа оснащена всем необходимым для качественного образования. Помимо учебных кабинетов и лабораторий, а также библиотеки с конференц-залом, здесь есть крупное спортивное ядро, включающее в себя площадки для мини-футбола, волейбола, бадминтона, настольного тенниса, безопасные тренажеры и беговые дорожки из резиновой крошки. Кроме того, столичный градоначальник отметил, что учебное заведение правильно зонировано, начальные классы занимаются отдельно от средних и старших.
В следующем году планируется построить еще 25 школ и детсадов на более чем 8500 мест. "В том числе пять средних школ на 3025 мест, девять блоков начальных классов на 3200 мест и 11 садиков на 2470 мест", – сказал ранее глава столичного департамента строительства Андрей Бочкарев.
Свидетельством успехов в развитии столичной образовательной сферы являются высокие результаты московских школьников на всероссийских и международных соревнованиях. Так, на заключительном этапе всероссийской олимпиады в этом году столичные учащиеся побили рекорд прошлого года по количеству дипломов – 817 (278 в 2010 году). Победителей и призеров соревнований подготовили 222 школы. Для сравнения: семь лет назад таких школ было 74.
Традиционно высокие результаты москвичи показали по математике, химии и биологии. Прорывом стали выступления по русскому языку, истории, обществознанию и праву, а также по основам безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ). Всего столичные школьники завоевали почти половину всех дипломов соревнования.
Пальму первенства удержала столичная команда и на международной олимпиаде мегаполисов, которая собрала учащихся из 36 крупных городов 26 стран мира. Школьники показывали свои знания в математике, физике, информатике и химии. Ребятам предстояло выполнить как теоретические, так и практические задания. К примеру, необходимо было собрать спидометр, сделать анализ веществ. А по информатике школьники соревновались в написании программ.
Хорошие результаты москвичи демонстрируют и на государственной итоговой аттестации (ГИА). Как отметил Сергей Собянин, в 2017 году учащиеся столичных школ сдали экзамены в среднем в два раза лучше, чем в целом по стране. Это ли не показатель правильно выбранного вектора развития образовательной системы Москвы?
Стоит отметить, что в этом году по сравнению с 2016 годом количество высоких результатов – от 81 до 100 баллов – достигло почти 40 тысяч. Более 250 баллов за три предмета набрали 7,6 тысячи выпускников. а пятерым выпускникам удалось получить максимально возможный балл – 300.
Успехи столичной образовательной сферы признаны на мировом уровне, о чем говорят результаты исследования по стандартам PISA. По оценкам экспертов, уровень читательской и математической грамотности в Москве занимает шестое место в мире – это значительно выше, чем показатели многих стран Европы и США. Столь высокие результаты – следствие того, что в городе применяются передовые образовательные стандарты и новейшие методики, а учителя имеют огромный простор для педагогического творчества. Они не только могут повышать свое мастерство, но и делиться опытом с коллегами.
Кроме того, реформы последних лет позволили значительно повысить зарплаты педагогов: сейчас их средняя заработная плата в столице превысила отметку в 70 тысяч рублей. Также удалось снизить бюрократическую нагрузку, что позволило высвободить дополнительное время для самого учебного процесса. Постоянно повышается и мобильность учителей, растет их обеспеченность ноутбуками и планшетами. "Повышение заработной платы является одним из показателей того, что труд учителя ценится, что есть понимание значимости нашей работы", – отметила педагог одной из столичных школ.
Постепенно московская школа переход на профильное образование. Расширяется количество программ: к классическим гуманитарным и математическим добавляются инженерные, кадетские, медицинские, академические (научно-технологические) и другие. Акцент в предпрофессиональном обучении сделан на формировании навыков реальной жизни. У школьников есть возможность получить нужные знания в соответствии с их интересами и планами на будущее. Школ, где применяется такая система, в столице уже большинство – 98%. И это при том, что в 2010 году их количество составляло менее одного процента.
Профильная программа отличается не просто углубленным изучением предметов, но и практико-ориентированностью в высокотехнологичных лабораториях и центрах молодежного инновационного творчества. Занимаясь в предпрофессиональных классах, ученики могут выбирать такие курсы, как "Шаг в медицину", "Основы медицинской статистики", "Промышленный дизайн", "Бионику", "Генную инженерию" и другие. Все предметы ориентированы на востребованные в Москве специальности. а преимущество выпускников, их изучавших, в том, что они уже владеют представлениями о своей будущей профессии, а значит и осваивать ее в высших учебных заведениях им будет проще. В итоге город получит квалифицированного специалиста, нацеленного на эффективное решение поставленных задач.
В настоящее время в академических классах в Москве учатся около 500 учащихся, в инженерных – более трех тысяч. Самые большие по охвату школ и количества школьников – медицинские и кадетские классы. Первые охватывают 72 школы и около 3,5 тысячи учащихся, вторые – 168 школ и более 12,5 тысячи ребят.
Кроме того, столичные школьники могут проявить свой творческий потенциал в кружках и секциях, которые работают при музеях, театрах и промышленных предприятиях. "Сегодня весь город – это ресурс дополнительного образования. Я уже не говорю о том, что дополнительное образование стало неотъемлемой частью жизни каждой школы, что также внесло свою лепту в достигнутые результаты", – отметил глава департамента образования Москвы Исаак Калина.
Другим важным направлением развития столичного образования является проект "Московская электронная школа". Благодаря нему у педагогов появилась возможность передачи знаний, используя весь спектр современных технологий: это и электронные журналы и дневники, интерактивные доски, планшеты. Вместо скучных и однообразных уроков МЭШ предполагает увеличение интерактивной составляющей занятия и превращение образовательного процесса в увлекательное зрелище. Этому способствуют изображения, видеосюжеты и другие элементы, благодаря которым не только повышается уровень подачи материала, но и значительно усиливается его привлекательность в глазах учащегося.
Сейчас в программу загружено уже более 50 тысяч сценариев с уроками, текстами, видео и фото, а также слайдами и таблицами. Пользоваться ими может любой педагог. Поощряется и учительское творчество: придумать сценарий занятия и предложить его коллегам может отныне любой учитель.
"Московская электронная школа" охватила уже 171 учебное заведение. До конца года современным интерактивным оборудованием оснастят 694 учебных корпуса, а к концу следующего года оно будет уже у каждой столичной школы. "Нашим ученикам предстоит жить и работать завтра, поэтому важно, что проект дает возможность школам уже сегодня организовать обучение по технологиям будущего", – сказал Исаак Калина.