Родителям волей не волей приходится наказывать детей. Так взрослые помогают им понять, что такое хорошо и что такое плохо. Теоретически идеальным считается воспитание без наказаний, но я еще никогда не встречала родителей, которым бы это удалось.
Родителям волей не волей приходится наказывать детей. Так взрослые помогают им понять, "что такое хорошо и что такое плохо". Теоретически идеальным считается воспитание без наказаний, но я еще никогда не встречала родителей, которым бы это удалось.
Выбирая наказание,
полезно честно признаться самим себе, что очень непросто подчинить свое
поведение сознанию, развить способность к самоконтролю именно в стрессовый
момент, когда так трудно сохранять бдительность. Этому мы учимся всю жизнь. Это
одинаково трудно и детям, и взрослым. Только почему-то себе мы многое прощаем,
а вот в отношении к детям часто бываем излишне требовательны. Спешим понятную,
временную слабость, за которой нередко скрывается драматическая борьба между
"хочу" и "надо", объявить чуть ли не врожденным упрямством, эгоизмом или
лживостью.
Душа ребенка равно
сложна, как и наша собственная, полна противоречий, в тех же трагических
борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
Как помочь, удержать,
научить?
Бывает, что неудачно
выбранное наказание приводит к нежелательным последствиям. У малышей появляются
и могут зафиксироваться неблагоприятные эмоциональные реакции, а в семьях
школьников и подростков наказания вызывают обострение отношений вплоть до
протестного поведения, которое заставляет совершать более серьезные проступки,
чем те, по поводу которых выносилось наказание.
В работе с родителями я
провожу ретроспекцию детского опыта, когда взрослые мамы и папы вспоминают, как
их наказывали в детстве.
Оказывается, что даже
если нам, взрослым, не нравилось, как с нами обращались наши родители, и мы на
всю жизнь запомнили наши детские обиды. Мы бессознательно повторяем с
собственными детьми именно те же способы наказания и порицаний, которые нам так
не нравились.
Отказ от усвоенных в
детстве неосознаваемых стереотипов поведения – сложная работа. Они передаются
из поколения в поколение, и, хотя их не так уж и много, они весьма живучи.
Попробуем разобраться, какие типы наказаний существуют:
физические наказания
лишение любви
запрет
естественные последствия
судейская комната
В противовес наказаниям,
применяемым из поколения в поколение, существует другой вид педагогического
воздействия – творческие наказания. Творческие наказания перечислению не
поддаются, они – результат самостоятельных находок любящих родителей, они
индивидуальны и неповторимы как сама жизнь.
Наказание и боль
Все еще распространенным
остается наказание, основанное на страхе перед болью – это всевозможные
физические воздействия. Данная форма реакции на неправильное поведение детей
стара как мир, и, вероятно, существовала еще до создания человеческого
общества. Современные законы защищают детей от насилия, в том числе от избиений
в семье, действуют, когда возникают тяжелые последствия или при отягчающих
обстоятельствах, например, если родители алкоголики. Традиционное представление
значительной части родителей, что физические наказания не такое уж большое зло,
а во многом даже благо, весьма устойчиво.
Физическими наказаниями,
особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно, если родители хотят,
чтобы ребенок чего-то не делал, они этого достигнут, поэтому "порка" остается в
некоторых семьях основным инструментом воспитания, когда отчаявшиеся,
потерявшие контроль над собой, родители прибегают к воздействию ремня, раздают
пощечины и тумаки. "Меня отец тоже часто бил и, как видите, получился неплохой
человек", – рассуждающий таким образом родитель уже просто вытеснил из своего
сознания те чувства протеста и возмущения, с которыми он сам воспринимал в свое
время грубые отцовские наказания. Он забывает, что подростком не раз клялся
себе, что своих детей он будет воспитывать по-другому.
Мамы часто шлепают,
трясут детей в состоянии эмоционального "клинча", при котором непосредственная
реакция превалирует над осознанием и обдуманным поведением. Или воздействуют
речевыми угрозами, разражаясь порой длительной и оскорбительной бранью, которую
слово в слово можно услышать от ее, играющей с куклой, дочери, а мама, когда
была девочкой, усвоила эту "тактику" от своей мамы. Став взрослой, женщина
уверена, что она не такая мама, какой была ее собственная, но, точь-в-точь,
повторяет знакомый "рисунок поведения", не замечая этого.
А как же надо поступать
родителям, когда они доведены до отчаяния непослушанием своего чада? Что надо и
что не надо делать?
Именно сейчас, в этот
момент, полезно остановиться и подумать: а за что я наказываю ребенка? За
поступки, которые могут грозно сказаться в будущем, запятнают, исковеркают его
душу? Хорошо бы увидеть, что наказывая с применением физической силы, мы
бессознательно хотим утвердить собственную власть, вернуть авторитет, в наличии
которого сильно сомневаемся, или просто устали, в плохом настроении, и каждая
мелочь раздражает и злит.
Физические воздействия
стоит отнести к самым неблагоприятным, неправильным формам наказания, они
приводят к "буйству" безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в
остром переживании страха и инстинкта самосохранения. Именно страхом чаще всего
объясняется безудержный крик ребенка: "Прости, я больше не буду!", но крик этот
не решает конфликта, а только создает иллюзию его разрешения.
Хотят того родители или
нет, осознают или не задумываются, частое применение даже самых "невинных"
физических наказаний неизбежно вызывает у детей неблагоприятные черты характера
и личностные особенности. Сами того не ведая, мы можем безвозвратно надломить
волю малыша, превратить его в покорную, подчиняемую личность, неспособную
избирать собственную самостоятельную позицию и независимые решения. Именно
такие дети в дальнейшем особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они
чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию,
не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение.
Например, мальчик приносит из школы запись учителя в дневнике, что он уже
второй или третий раз подрался с соседом по парте. Разгневанный отец, пытаясь
исправить неблаговидный поступок, снимает ремень и основательно наказывает
сына, но отец не учитывает, что будущее агрессивное поведение возникнет не
из-за стычек и драк со сверстниками, а, скорее, из-за поведения отца, потому
что именно отец – наиболее значимая фигура для ребенка и подражание его
поведению фиксируется надолго.
Присмотритесь к детям,
еще маленьким и безнадежно зависящим от вас. Следует прямо сейчас вспомнить,
что даже самый несильный удар – жестокое наказание. Мы бьем беззащитного. Бьем,
чтобы ребенок боялся. "Не люблю, когда меня бьют" – не такое уж редкое
признание, которое выслушивают психологи. Вывод ясен, для отказа от
необдуманных и вредных форм физических наказаний мамам и папам необходимо
развивать в себе умение трезво взглянуть на себя со стороны, необходимо
сознательное волевое усилие для отказа от непосредственного, неосознаваемого,
внушенного собственным детским опытом и подражанием, поведения. Нам, родителям,
так нужны спокойствие, оптимизм, вера во все лучшее в детях, трезвость и
самоконтроль, тогда необходимость в физических воздействиях отпадет сама собой.