В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка бурятского художника Зорикто Доржиева
Кажется, даже привыкшая к смелым экспериментам, Третьяковка на Крымском валу сама удивлена происходящим. Азиатский колорит, кажется, не слишком привычен советскому павильону. Но такие новшества музею вполне к лицу и по вкусу его любителям, что подтверждает количество человек, пришедших на открытие выставки, – около 500, что даже для такого именитого музея сегодня редкость.
В экспозиции, открытой до 1 марта, представлено около 80 произведений художника, созданных за последнее десятилетие: живопись, графика и бронзовая скульптура. Но Доржиев вышел за пределы выставочных залов – перед зданием галереи установлены ледяные скульптуры, в фойе – шестиметровая "Аэроконструкция", созданная по мотивам работ художника. А горловое пение Альберта Кувезина, основателя всемирно известной группы "Ят-Ха" и дефиле, на котором были представлены костюмы и головные уборы, исполненные по эскизам Доржиева и отсылающие зрителей к бурятскому народному эпосу, окончательно погружают в атмосферу жизни кочевников.
Доржиев – один из самых успешных современных молодых художников. И его вернисаж легко отвечает на вопрос, почему. Азия, кочевники, древние верования, – все это, с одной стороны, чуждо и непонятно, но именно экзотика, видимо, и манит пресыщенных любителей искусства. Правда, истинным ценителям прекрасного Доржиев уже, возможно, знаком по фильмам "Монгол" Сергея Бодрова и "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко, в которых он занимался созданием костюмов.
Его главная тема – Великая Степь. На удивление слабо раскрытая в истории русской и мировой живописи, эта тема стала для Доржиева настоящим карт-бланшем. Один из самых знаменитых буддистов Америки, президент Тибет-хауса, проводивший в США персональную выставку Доржиева, Роберт "Тенцзин" Турман, отец знаменитой актрисы Умы Турман говорил о Зорикто: "Он демонстрирует нам своих монголов таинственными и первозданными, совершенно земное в них соединено с небесным божественным простором".
Сам мастер на вопрос, насколько тесно он связан с героями своих произведений – степными кочевниками, отвечает: "Все мое путешествие проходит внутри меня, именно так я ассоциирую себя со степной, кочевничьей жизнью". Говоря же об открытой выставке, Доржиев отмечает, что его вернисажи проходили во многих странах мира, но только здесь, в Москве, ему удалось создать "волшебство".