Байкал заболел. Чужеродная для озера водоросль спирогира распространилась почти по всей акватории. В прибрежных водах гниют тонны этого растения, делая их непригодными для питья.
Километры гниющих водорослей на берегу и ещё цветущие в воде. Издалека Байкал кажется совсем чёрным. Это его самая северная точка. Посёлок Заречный. Чистейшую воду на планете не пьют здесь ни люди, ни скот.
— И как идёт течение, его приносит сюда так много. Как зацвела, как пошла эта ерунда, и всё. Рыбачить невозможно. Ну рыбы нет, не стало здесь. Самое рыбное место. И не стало рыбы, — говорит житель поселка Заречный Алексей Нараев.
На кораблях учёные Лимнологического института обходят каждый уголок Байкала. Это уже юг озера. Култук. И та же пугающая картина. Этим необычным явлением специалисты заинтересовались ещё в прошлом году. Оказалось, цветет в воде спирогира, чужеродная для Байкала водоросль.
— Мы подсчитали, в прошлом году это было более полутора тысяч тонн гниющих водорослей. То есть берег Байкала абсолютно чёрный. Представьте себе, если бы Байкал забросали навозом или перегноем. И вы просто прохаживаетесь по этому берегу. К сожалению, могу сказать совершенно определенно, что Байкал болен. И болен серьёзно, — говорит заведующий лабораторией биологии водных беспозвоночных Лимнологического института СО РАН Олег Тимошкин.
Спирогира заселила почти весь Байкал. Чистым осталось лишь западное побережье. Сама по себе, говорят специалисты, водоросль не опасна. Но она влияет на экосистему священного озера. Доктор Веллингтонского университета Кристиан Боэдекер как раз специализируется на подводной растительности Байкала. Новая обитательница его, как учёного, тоже заинтересовала.
— Моя задача была — собрать на Байкале больше материала, чтобы выяснить, как формируются эти новые виды водорослей, — говорит научный сотрудник Веллингтонского университета Виктории в Новой Зеландии Кристиан Боэдекер.
Причина массового распространения спирогиры, считают исследователи, везде одна. В озеро попадают отходы жизнедеятельности человека, которыми водоросль и питается. Из турбаз, которые окружают всё побережье, а самое главное — из очистных сооружений. Сотрудники Лимнологического института проверили все станции рядом с Байкалом и выяснили — со своей задачей не справляется ни одна. Самая серьёзная ситуация, к примеру, в Северобайкальске. В городские очистные сооружения попадают стоки из железнодорожного депо. А оттуда ядовитые вещества идут прямо в байкальскую воду.
— В прошлом году, когда мы там были, они сбрасывали огромное количество фосфатов и нитратов. Что это такое? Это то же самое, что и жидкие удобрения, на основании которых эта водоросль массово и развивается, — говорит заведующий лабораторией биологии водных беспозвоночных Лимнологического Института СО РАН Олег Тимошкин.
Во время экспедиции лимнологи обнаружили ещё одну беду. В озере заражена сине-зелёными бактериями, и от того гибнет губка, которая очищает воду. Учёные считают, жемчужину нашей планеты нужно срочно спасать, пока ещё не стало поздно.