Пенсионная система в России построена на трансфертной основе: выплаты пенсионерам идут из пенсионных взносов работающего населения. Чтобы подобная схема работала без сбоев необходим баланс – размер взносов должен быть как минимум равен размеру выплат. Современные реалии таковы, что баланс уже сильно нарушен в сторону выплат.
Пенсионная система в России построена на трансфертной основе: выплаты пенсионерам идут из пенсионных взносов работающего населения. Чтобы подобная схема работала без сбоев необходим баланс – размер взносов должен быть как минимум равен размеру выплат. Современные реалии таковы, что баланс уже сильно нарушен в сторону выплат.
Дефицит
Пенсионного фонда уже не первый год покрывается за счет бюджета. И существующие
тенденции не позволяют надеяться на исправление ситуации естественным путем.
Главной
причиной пенсионного дисбаланса является демографическая: падение рождаемости и
увеличение продолжительности жизни. Соотношение между количеством работающего
населения и количеством пенсионеров неуклонно падает. Выплат требуется с каждым
годом все больше, а объем пенсионных взносов сокращается. На эту главную беду
накладываются и остальные: высокая доля теневой экономики (официально не
работает – не платит пенсионные взносы или платит их только с маленькой части
зарплаты по оценкам экспертов РАНХиГС около 30 миллионов граждан), неэффективность
работы государственных структур, коррупция. Для устранения
пенсионного дисбаланса придется принимать непопулярные меры. Главным
инструментом, активно обсуждаемым в СМИ, является повышение пенсионного
возраста.
"Повышение
пенсионного возраста сократит число пенсионеров на 9%. Это позволит сохранить
размер пенсий при сокращении бюджетного трансферта," – предлагает стратегия
Центра стратегических разработок (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина.
Это позволяет
убить сразу двух зайцев. С одной стороны, увеличить количество работающего
населения и, одновременно с этим, взносы, которые поступают в Пенсионный фонд.
С другой стороны, снизить численность пенсионеров и сроки выплаты пенсии, что
поможет сократить расходы. Можно не сомневаться, что в том или ином виде
возраст выхода на пенсию будет повышен в ближайшее время.
Самое
интересное, что существующая балльная система начисления пенсий имеет большие
возможности по "скрытому" повышению пенсионного возраста. Официально можно
оставить пенсионный возраст без изменений, вот только никто в здравом уме не
будет заканчивать работу в 60 лет.
Во-первых,
всегда можно установить минимальную планку как по трудовому стажу, так и по
накопленным пенсионным баллам. К 2025 году это будет 15 лет и 30 баллов
соответственно, а эксперты ЦСР предлагают повысить их еще больше. Во-вторых,
фактически, в текущей пенсионной системе не предусмотрено даже минимальных
выплат гражданам, которые не наберут необходимого количества баллов или стажа. В-третьих,
государство дает очень значимые бонусы по увеличению размера страховой пенсии,
если человек выходит на пенсию позже положенного срока.
Государство может не повышать пенсионный возраст, а мотивировать население
работать дольше с помощью материальных стимулов. Какая разница,
сколько составляет официальный возраст выхода на пенсию, если для получения
пенсии нужен стаж и баллы. Те, кому не хватает стажа для выплаты пенсий,
продолжат работу и после наступления пенсионного возраста. Те, кто не накопят
нужного количества баллов к 60 годам, продолжат работать. Те, кто хочет
получать повышенную пенсию, будут работать после 60 лет ради бонусов.
Таким образом,
даже если официального повышения пенсионного возраста и не произойдет,
существующая пенсионная система повысит реальные сроки выхода на пенсию.
Не нужно
думать, что ситуация уникальна для России. Развитые страны столкнулись с
проблемой пенсионного дисбаланса еще несколько десятилетий назад. И оптимальным
выходом стало развитие индивидуальных пенсионных накоплений.
Например, в
США низкая госпенсия является одной из причин того, что пенсионеры перебираются
из городов в сельскую местность, где жизнь гораздо дешевле. Прожить на
государственную пенсию, если вы не госчиновник, не бедняк, пользующийся
полным набором государственных пособий, в том числе субсидированным жильем, не
полицейский или пожарный – крайне трудно. Основной частью пенсионных накоплений
американцев являются их сбережения в пенсионных фондах.
В
Великобритании государственный размер пенсии составляет 20% от среднего
заработка (в России сейчас – 34%). В этой стране существует множество способов
накопления частных пенсий – от корпоративных
программ на предприятиях
до развитой
системы добровольных пенсионных накоплений в НПФ. Пенсионная
система Германии похожа на нынешнюю российскую. Размер пенсии рассчитывается с учетом
индивидуальных коэффициентов, накопленных за всю трудовую
жизнь. Они зависят от возраста
выхода на пенсию (в
Германии – 67 лет), стажа,
размера зарплаты и вида самой
пенсии. В дополнение к государственной
существует производственная пенсия от предприятий, многие работающие участвуют в негосударственных
пенсионных фондах и имеют личный
пенсионный план.
Поэтому,
на государственную пенсию жить хорошо невозможно ни в России, ни где-либо еще.
Не стоит паниковать и ругать государство, поскольку это не решит проблему.
Необходимо брать вопрос обеспечения пенсией в свои руки и создавать пенсионный
капитал самостоятельно.