В Минске взят под стражу генеральный директор российской компании Уралкалий. Это одна из крупнейших в мире фирм по производству удобрений. И вот главу этого гиганта Владислава Баумгертнера белорусские правоохранители буквально сняли с самолёта.
В Минске взят под стражу генеральный директор российской компании "Уралкалий". Это одна из крупнейших в мире фирм по производству удобрений. И вот главу этого гиганта Владислава Баумгертнера белорусские правоохранители буквально сняли с самолёта. В аэропорт топ-менеджер прибыл после встречи с премьер-министром Белоруссии. В чём подозревают Баумгертнера?
Задержание генерального директора российской компании "Уралкалий", а также председателя наблюдательного совета Белорусской калийной компании Владислава Баумгертнера в Минске и заключение его под стражу стало ключевой сценой политического детектива. Именно политического, так как руководитель предприятия-гиганта был письменно приглашен в Белоруссию ее премьер-министром Мясниковичем. Такие же приглашения получили председатель совета директоров "Уралкалия" Александр Волошин, в прошлом глава администрации президента России, и главный акционер компании, миллиардер Сулейман Керимов. Только они не поехали. То есть были официальные переговоры на высшем уровне, а после этого Баумгертнера сразу отправили за решетку.
Очевидно, что нанесенным ущербом республике Беларусь считается то, что Баумгернтер, как руководитель российской компании, объявил о выходе из совместного с Белоруссией проекта БКК (та самая Белорусская калийная компания), которая имела эксклюзивные права на продажу калийных удобрений по всему миру из России и Белоруссии. Этот выход из совместного проекта в августе фактически обвалил весь калийный рынок, удешевив его как минимум вдвое. Но то, что участников рынка будут арестовывать после официальных приглашений, не мог ожидать никто.
"Мы, компания "Уралкалий", считаем это грубейшей провокацией по отношению к гражданину Российской Федерации, руководителю компании, — отмечает начальник управления по связям с общественностью компании "Уралкалий" Александр Бабинский. — Мы возмущены действиями белорусской стороны. Поступают сообщения о розыске через Интерпол еще троих менеджеров компании, что является слабостью наших белорусских партнеров и оказания прямого силового давления на компанию "Уралкалий".
Сам выход "Уралкалия" из совместного с Белоруссией проекта, очевидно, задел не только белорусских коллег, а теперь, наверное, уже конкурентов, компанию "Беларуськалий", но и, разумеется, руководство республики: снижение цен на удобрения, которые, в основном, продавались в Индию и Китай, ударило по белорусской казне. Поэтому руководители "Беларуськалия" официально возмущались решению российской компании продавать свою продукцию не сообща, а самостоятельно.
"Считаем, что это эмоциональное заявление генерального директора — господина Баумгертнера — является беспрецедентным в отрасли", — говорит генеральный директор ОАО "Беларуськалий" Валерий Кириенко.
С белорусскими производителями можно было бы согласиться, если российское производство вышло бы из соглашения на пустом месте. Без повода. Но в декабре прошлого года президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал указ, который, по сути, лишил БКК монополии на экспорт. "Беларуськалий" стал продавать сырье без участия российских партнеров. И "Уралкалий" повел себя логично: нарастил за лето производство, увеличив объемы, понимая, что цена упадет, и вышел из БКК. И визит директора в Минск явно означал переговоры к примирению, а не повод, чтобы заманить и арестовать.
Иными словами, демпинговать на рынке калийных удобрений Белоруссия решила сама. Правда, сейчас это подается как ущерб, нанесенный российской компанией. Хотя с "упавшими" ценами остались все производители — и белорусские, и российские, и иностранные.