Американский планетолог и руководитель миссии New Horizons по изучению Плутона Алан Стерн предложил пересмотреть существующее определение планеты. Если манифест Стерна и его коллег из NASA одобрит Международный астрономический союз, нас ждёт передел Солнечной системы и не только.
Многие помнят, как в 2006 году мировое сообщество потрясла новость о "разжаловании Плутона" из полноценной планеты в карликовые планеты. Таким образом, "традиционных" планет в нашей Солнечной системе осталось восемь, но споры относительно того решения ведутся до сих пор.
Через 11 лет планетологи вновь потребовали возвращения Плутону статуса планеты. И, кстати, не только ему одному. Например, планетой может стать Луна и другие спутники планет из "традиционной восьмёрки". Но это произойдёт при условии, если астрономы и планетологи пересмотрят само понятие планеты.
Инициатором нововведений выступил Алан Стерн (Alan Stern) – известный американский планетолог и главный исследователь миссии New Horizons, которая занимается изучением Плутона. Вместе с коллегами из Космического агентства США NASA Стерн опубликовал манифест о новом определении планеты, которое должно основываться не на особенностях орбиты небесного тела, а на его характеристиках.
Поясним, что современное определение планеты, принятое Международным астрономическим союзом (International Astronomical Union), учитывает отношение небесного тела к звезде: планетами, соответственно, могут считаться только те объекты, которые вращаются вокруг Солнца, но не спутники других небесных тел. Другие условия "классовой принадлежности" – это достаточная собственная гравитация для придания округлой формы, недостаточная для начала термоядерной реакции масса и способность очистить окрестности своей орбиты от планетезималей.
Стерн же предлагает выстраивать классификацию небесных тел в зависимости от их геологии, сохранив при этом требования о форме и массе, а также отсутствии термоядерной реакции в данный момент либо в прошлом. При этом орбита небесного тела может лежать как вблизи Солнца, так и другой планеты, но не звезды. Правда, это определение не будет подходить так называемым планетам-сиротам, которые не привязаны гравитацией к звезде или другому небесному телу.
Наша геофизическая модель определения, ставящая акцент на внутренних свойствах объекта, в первую очередь учитывает его собственные физические свойства, нежели физику его взаимодействия с окружающими объектами, поясняют авторы манифеста.
При таком раскладе на звание планет могут претендовать около сотни небесных тел, в том числе спутники Юпитера Ганимед и Европа, спутники Сатурна Энцелад и Титан, Луна, а также Плутон.
Кстати, говоря о последнем, Стерн признался, что после лишения Плутона статуса планеты специалисты NASA получают множество писем с вопросами о миссии New Horizons.
"В умах людей слово "планета" имеет значимость, которой лишены другие слова, описывающие небесные тела. Поэтому многие дилетанты считают "непланеты" неинтересными и недостойными для серьёзных научных исследований", — пишут учёные в манифесте.
Стоит ли пересмотреть определения, которые кому-то кажутся устаревшими, а кому-то – универсальными, решит Международный астрономический союз, который уже принял манифест к рассмотрению. Полный текст статьи Стерна и его коллег будет представлен в марте на конференции, посвященной Луне и планетам (Lunar and Planetary Science Conference).