Первый исследовательский дирижабль сегодня поднялся в небо Киржача. Это проект Минприроды России, который направлен на мониторинг нижнего течения Волги в районе Волгограда и Астрахани.
Первый исследовательский дирижабль сегодня поднялся в небо Киржача. Это проект Минприроды России, который направлен на мониторинг нижнего течения Волги в районе Волгограда и Астрахани.
На специальном буксире "Атлант" медленно вывозят из ангара, который на время стал для дирижабля почти родным домом. Первые летные испытания прошли еще летом, но сегодня "Атлант" сдает контрольный экзамен перед тем, как отправиться в Волгоград.
НИКОЛАЙ КУЛИКОВ, ДИРЕКТОР ОПЫТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ "КИРЖАЧ": "В настоящее время проводится презентация дирижабля, подготовка к выполнению научно-исследовательских работ по Нижней Волге руководством Минприроды и центра развития водно-хозяйственного комплекса - заказчика этих работ".
Этот проект уникален во всем и пока не имеет аналогов в России. Впервые научные исследования по сохранению Волго-Ахтубинской поймы будут проведены при помощи дирижабля. По словам Министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского, именно этот проект может стать отправной точкой для дирижаблестроения в России.
СЕРГЕЙ ДОНСКОЙ, МИНИСТР ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ: "Этот проект, он уникален тем, что уже на протяжении долгого времени не проводились исследования. Мы сегодня должны выработать четкие, эффективные меры, которые могли бы нам вот этот баланс между экологией и производством обосновать с одной стороны. С другой предложить мероприятия, которые могли бы сделать этот баланс устойчивым".
Научно-исследовательские работы рассчитаны на два года. Бюджет проекта почти 300 миллионов рублей. Главная задача исследований - сформировать программу рационального использования водных ресурсов, и сохранение уникальных экосистем Нижней Волги.
АЛЬБЕРТ КАСПАРОВ, ДИРЕКТОР ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ВОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА: "Идет остепнение поймы, идет пересыхание и зарастание озер. Исчезают птицы. По крайней мере их там 8 видов уже исчезло. Увеличивается пожароопасность этой поймы. В 2010 году там сгорела 10-тысячная колония цаплевых".
ДМИТРИЙ КИРИЛЛОВ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ: "Дирижаблестроение позволит нам использовать некоторые инновационные методы. Прежде всего в мониторинге окружающей среды, в сфере природопользования. Это и лесные пожары, это и развитие паводковой ситуации, и наводнения, и состояние особо охраняемых природных территорий".
Управлять дирижаблем не просто, признается командир воздушной машины - Алексей Бодакин. Очень просто поднять его в воздух, но чтобы посадить дирижабль при сильном ветре, нужны тренировки и особый навык. Этот полет над Киржачем для Алексея и его помощника тоже своего рода экзамен.
АЛЕКСЕЙ БОДАКИН, КОМАНДИР "АТЛАНТА": "Ветровая болтанка. Он более подвержен ветровой нагрузке. Поэтому при выполнении заходов на площадку возникают определенные трудности. Где-то сложнее, чем на самолете и вертолете. Все время заходишь в разными курсами. Дирижабль садится все время против ветра в отличие от самолета".
БОРИС ПУЧКОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ: "В настоящее время дирижабль осуществляет пробный полет. Потом воздушное судно своим ходом отправится в Волгоград, где и запланирован старт работ по сбору данных в районе Волго-Ахтубинской поймы, дельты реки Волги и зоны западных подстепных ильменей".
11 ноября экипаж "Атланта" приступит к выполнению задачи. В течение двух недель с борта дирижабля будет проводиться высокоточная геодезическая и картографическая аэрофотосъемка. На основе полученных данных и будет создана цифровая модель Нижней Волги.
Борис Пучков, Илья Любимов