Министр энергетики России посетил Крым - как будет организовано энергообеспечение республики? Курс на импортозамещение - как работает морская нефтяная платформа российского производства? Школа выживания на буровых. Дизельное топливо из соли никеля и пищевых отходов.
Министр энергетики РФ посетил Крым
На этой неделе Крым посетил министр энергетики Александр Новак. Вместе Сергеем Аксеновым, главой республики, он облетел ключевые строящиеся объекты будущей генерации.
Дефицит электроэнергии в Крыму сейчас достигает 90 процентов. То есть энергетически республика практически полностью зависит от Украины, именно оттуда поступает 1300 из 1442 МВт электроэнергии.
Основная часть рабочего визита министра энергетики России проходит в вертолете. Он осматривает строящиеся объекты электросетевого комплекса. Их семь. Пять сейчас находятся в стадии строительства и два — в стадии подготовки. В соответствии с Федеральной целевой программой, строительство должно закончиться уже в 2017 году. Но первый пусковой комплекс сдадут значительно раньше — в декабре 2015 года. То есть первые перетоки из кубанской энергосистемы будут обеспечены в объеме примерно до 400 МВт.
В пяти километрах от Севастополя уже началось строительство новой ТЭС. Ее мощность составит 470 МВт. Как уверяют строители, первая очередь будет запущена уже в сентябре 2017 года.
В основе будущей Севастопольской ТЭС – самые современные газотурбинные установки. Две газовые, мощностью 165 МВт каждая, два паровые — порядка 80 МВт каждая. А так же горизонтальный котел-утилизатор с естественной циркуляцией. КПД станции по подсчетам специалистов составит 51,5 процента.
"Часть электроэнергии покроет Севастополь. Естественно, это будет единая энергосистема Крыма и Севастополя. На сегодняшний момент, если будет построено две очереди по 500 МВт, этого будет достаточно для того, чтобы мы спокойно смогли вывести свою ТЭЦ из эксплуатации и дальше уже жить спокойно", — считает губернатор Севастополя Сергей Меняйло.
Среди самых сложных объектов – энергомост. Он пойдет через Керченский пролив.
"Что касается подводного кабельного перехода, эти проекты штучные в мире, они редко реализуются. Поэтому это, конечно, особый проект. С точки зрения его сложности, он привлекает наибольшее внимание", — говорит министр энергетики Александр Новак.
Не менее получаса уходит на то, чтобы внимательно осмотреть пункты перехода, как со стороны Крымского федерального округа в Керчи, так и в Тамани. Именно здесь пойдет энергомост. Так же по дну Керченского пролива пойдет и газ. Новый независимый магистральный газопровод, основная задача которого – обеспечение подачи голубого топлива к строящимся объектам генерации. Впрочем, дефицита газа Крым не ощущает – "Черноморнефтегаз" сейчас обеспечивает весь необходимый объем для потребления республики. Что касается финансирования электросетевого строительства, то на период до 2020 года выделено более 47 миллиардов рублей.
Российские нефтяники осваивают север Каспия
Порядка 60 процентов нефти в мире сегодня добывается на морском шельфе. Осваивают его и российские нефтяники. Самые известные проекты сейчас реализуются на Сахалине, в Баренцевом море и, конечно, в Арктике. Но не менее масштабные работы развернулись и на юге страны.
В 180 км от Астрахани и 240 км от Махачкалы, в Северной части Каспийского моря, вот уже пятый год разрабатывается месторождение имени Юрия Корчагина. Извлекаемые запасы оцениваются почти в 28,8 миллиона тонн нефти и 63,3 миллиарда кубических метров газа. Добывают их с помощью ЛСП — ледостойкой стационарной платформы.
"Сама платформа конструктивно состоит из шести колонн и понтона. Сам понтон своим днищем опирается на дно моря, глубина моря порядка 11,5 метра. Сама платформа состоит из четырех комплексов — это буровой комплекс, энергетический, эксплуатационно-технологический и общесудовой", — рассказывает Лабазан Магомедов, начальник платформы месторождения им. Юрия Корчагина.
Сегодня на платформе работает 25 скважин – три из них газонагнетательные и одна водонагнетательная. Все они в буквальном смысле стоят бок о бок на одной палубе. К концу 2016 года их количество должно увеличиться до 33 — ровно столько необходимо, чтобы выйти на 100-процентный объем добычи (2,5 миллиона тонн нефти в год). Протяженность самой глубокой скважины на месторождении более 8 000 метров. А сейчас идет работа над 26-й скважиной, тоже не маленькой — 7 200 метров.
На бурение скважины на платформе отводится два месяца. Строительство подводных объектов обходится гораздо дороже, чем на суше, в результате каждый день просрочки выливается в дополнительные расходы. Чтобы укладываться в сроки и соответствовать жестким экологическим требованиям, используют самое современное буровое оборудование.
Вся добытая нефть внутри этого неприметного трубопровода, можно сказать, "ныряет" под воду и через 58 километров выныривает в морском перегрузочном комплексе. Сюда подходят так называемые челночные танкеры и увозят нефть в Махачкалу, где жидкие углеводороды закачивают в магистральный нефтепровод. Попутный нефтяной газ используют для получения тепла и электричества на собственной энергетической установке и закачивают обратно в нефтяной пласт для поддержания давления. В результате уровень утилизации попутного газа достигает 98%.
Интересно, что платформа очень хорошо вписалась в местную экосистему. Дело в том, что дно Каспия очень ровное – это можно сравнить с пустыней. А платформа превратилась в такой своеобразный рукотворный риф, вокруг которого начала собираться разнообразная живность: рыбы, бакланы и даже тюлени.
За состоянием местной флоры и фауны постоянно следят экологи.
"Здесь внедрен принцип нулевого сброса, что на суше фактически невозможно. Что означает нулевой сброс? Все производственно-бытовые отходы упаковываются в контейнеры в соответствии с классом опасности, транспортируются на береговую базу, где утилизируются и перерабатываются", — поясняет Лабазан Магомедов, начальник платформы месторождения им. Юрия Корчагина.
Месторождение имени Корчагина — только первый шаг в освоении северных регионов Каспия. Сегодня здесь уже завершаются работы по строительству гораздо более крупной платформы на самом большом месторождении этого региона имени Владимира Филановского. Начать бурение нефтяники планируют уже в конце этого года.
Курс выживания на буровой платформе
Работы на море требуют повышенных мер безопасности. Все сотрудники морских буровых платформ должны проходить специальные курсы. Навыкам выживания обучают и журналистов.
"Курсы продолжались три дня, кажется немного, но это были очень насыщенные три дня. По итогам мы получили сертификаты. В течение четырех лет мы сможем с оператором посещать платформы и суда, которые работают в нефтегазовой отрасли, ведут различные работы на море", — рассказывает корреспондент Наталья Трофимова.
"Есть курсы, которые обязательны для всего персонала, работающего на платформе: эвакуация из затонувшего вертолета, использования эвакуационных средств спасения. Есть специальная подготовка для внештатных аварийно-спасательных формирования", — объясняет Екатерина Хапугина, заместитель директора по учебной работе.
Без такого обучения даже на несколько дней на морскую платформу или судно, которое ведет нефтегазовые работы, попасть невозможно.
"Это все связано с предыдущими авариями, случившимися на морях. Впоследствии были созданы симуляторы, макеты и оборудование, которое необходимо для обучения слушателей именно в аварийных ситуациях", — говорит Валерий Федоров, инструктор корпоративного учебного центра.
Самый, конечно, зрелищный и захватывающий этап – это аварийное покидание вертолета. На платформы все рабочие доставляются только вертолетом. Естественно, им нужно уметь в случае аварийной посадки на воду правильно покинуть вертолет, потому что при волнении в 2-3 балла вертолет в 68% случаев просто переворачивается и заполняется водой за 2-3 секунды. Действовать нужно, задержав дыхание. В процессе обучения приходит понимание, что одного дыхания достаточно, чтобы спокойно открыть аварийную дверь, потом расстегнуть ремень и дальше уже правильными захватами выходить из вертолета.
"Лично для меня очень волнительным моментом был прыжок с высоты. Я очень боялась. Нужно было осилить, в принципе, не очень большую высоту — всего 4 метра. Необходимо сгруппироваться, чтобы не повредить руки, ноги, когда будешь входит в воду при прыжке. Но сделать вот этот шаг за бортик было очень страшно", — рассказывает корреспондентка.
По статистике британского управления труда, за пять последние лет на морских проектах по добыче нефти и газа погибли три человека. Что касается аварийных посадок вертолетов на воду, то таких случаев, опять же за рубежом, было три за последние два года. Один человек погиб, потому что рано расстегнул ремень безопасности, потерял ориентацию в пространстве и не смог выбраться из вертолета. В России подобных случаев не было.
Энергетика будущего
Ученые предложили новый способ получения биотоплива. На этот раз — из отходов жиров и масел.
Традиционно для переработки жиров в топливо используется растворитель и водород, то есть химический процесс идет в сильнощелочной среде. В итоге образуется очень большое количество отходов, а финальный продукт содержит кислород. Никуда не годится, решили ученые и нашли уникальное решение: создали катализатор, в основе которого соли никеля.
Дешевый и легко доступный химический компонент позволил получить бескислородное топливо, то есть идеальное для дизельных двигателей. Теперь утилизировать отходы пищевой промышленности можно с пользой для энергетики и без вреда окружающей среде.