Руководство Крыма уже приступило к решению проблем, связанных со сменой юрисдикции. Одна из самых главных задач - интеграция в российское общество крымских татар. Ее решение дает шанс свести на нет многие исторические обиды.
В день референдума на административной границе с Крымом радикальные группировки готовят серьезные провокации. Об этом сообщают информагентства со ссылкой на украинские спецслужбы. Впрочем, власти полуострова заверяют, что готовы пресечь любые выступления радикалов. По опросам, более 80 процентов населения желает видеть республику в составе России.
Руководство автономии уже приступило к решению проблем, связанных со сменой юрисдикции. Одна из самых главных задач — интеграция в российское общество крымских татар. Ее решение дает шанс свести на нет многие исторические обиды.
Под контролем сил самообороны все пути, что ведут в Крым из Киева. И дороги, и вокзалы, и аэропорты. Киев из последних сил пытается помешать референдуму. Из центра закрыт доступ к электронной базе избирателей. Не поможет: участковые комиссии созданы, напечатано полтора миллиона бюллетеней.
Каждый день на улицы городов выходят тысячи людей с российскими флагами. В Крыму понятно, чего хочет большинство.
Экономические связи с Киевом почти полностью прекращены. Политики, захватившие власть в столице Украины фактически объявили Крыму блокаду. Но в республику уже поступает гуманитарная помощь из России. Одновременно полуостров готовится к переходу на расчеты в российской валюте.
От золотых времен крымского ханства на полуострове остался разве что дворец в древней столице Бахчисарае, да убежденность татар в том, что они разменная монета в политических играх любого государства. Крымских татар здесь всегда было слишком много, чтобы власть не считалась их с интересами, и слишком мало, чтобы властью делиться. Времена, кажется, меняются.
Крыму, похоже, предначертано судьбой в XXI веке расхлебывать кашу, заваренную в веке двадцатом. За десять лет до того, как полуостровов стал хрущевским подарком Украине, народ, столетия считавший его своей родиной ,получил удар, от которого до сих пор не оправился. Депортация крымских татар в 1944 году — это не зажившая рана, на которую Киев сыпал соль два десятилетия после их возвращения домой.
Крымские татары — единственный народ в Союзе, который ждал реабилитации не десятилетие, а почти полвека. Украина еще советская не очень хотела, чтобы они вернулись в Крым. А Украине новой пригодились для того, чтобы давить на русское большинство населения. Когда один народ боится другого, можно не опасаться создания единой оппозиции Киеву.
Всем известные кадры из недавних времен. Крымские татары захватывают поля и строятся. Русские против. Конфликт породил такое недоверие между двумя народами полуострова, что Киеву и усилий не нужно, чтобы сейчас отыскать здесь союзников
Рефат Чубаров, глава Татарского Меджлиса, организации, кстати, созданной сразу после обретения Украиной независимости, выступал в декабре 2013 года на Майдане, со словами поддержки протеста. Еще в декабре он, оказывается, догадывался, что победа оппозиции в Киеве толкнет Крым на референдум. Все деньги из центра шли не на обустройство соплеменников на новом старом месте, а в Меджлис. А оттуда — на покупку земель, положенную по закону, почему то не доходили.
Недоверие к тем, кто живет рядом и говорит по-русски, среди крымских татар до референдума полностью вряд ли исчезнет. Но готовность правительства Крыма вернуть 12 процентам населения право участвовать в управлении территорией может настроение изменить. Как уверенность в том, что Крым и без Киева с экономикой справится. Даже в условиях, когда Украина блокирует финансовые счета автономии.