Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью для СМИ изложил свое видение положения на юго-востоке Украины, а также ситуации вокруг западных санкций против России.
Юго-восток Украины привыкает к мирной жизни – с пятницы там действует режим прекращения огня. Мирный план предусматривает досрочные выборы и более широкую автономию региона, который отказался принять диктат новых киевских властей. Так же весной, напомним, поступил и Крым. В чем сходство и различие позиций обоих регионов? Этот вопрос был среди прочих задан министру иностранных дел Росси Сергею Лаврову в ходе интервью, которое глава МИД дал для проекта ИТАР-ТАСС "Первые лица".
По мнению Лаврова, на юго-востоке Украины нет того единства, которое наблюдалось в Крыму. "Считаю, Крым — особый, уникальный случай со всех точек зрения. Исторически, геополитически, патриотически, если хотите, — подчеркнул министр. — На юго-востоке Украины иная ситуация, там нет единства, которое наблюдалось в Крыму. Кто-то выступает за Новороссию, другие хотят остаться частью Украины, но с бóльшими правами".
Лавров напомнил, что Москва признала результаты референдумов в Донецкой и Луганской областях и высказалась за то, чтобы их итоги реализовывались через диалог между Донецком, Луганском и центральной киевской властью. Основу позиций Москвы составляли женевские договоренности 17 апреля, главными пунктами которых значились прекращение силового сценария и начало конституционной реформы.
Лавров отметил, что указанная договоренность не выполняется. "Как, к слову, заматывают дело снайперов на Майдане, расследование погромов в Одессе и Мариуполе, выяснение обстоятельств гибели малайзийского "Боинга", — добавил он. — Такое замалчивание наводит на мысли, что, значит, Киеву и его покровителям есть, что скрывать".
"Чувствую, что некоторым нашим западным партнерам некомфортно, но они выбрали такую линию — потакать амбициям "партии войны" в Киеве. Европейцы все больше понимают, что участвуют в реализации геополитического проекта США. Вопреки коренным интересам Старого Света", — заметил министр.
В интервью зашла речь также о санкциях против России и ответном продуктовом эмбарго введенном Москвой. К нему не присоединились партнеры России по Таможенному союзу – Белоруссия и Казахстан. Это их право, заметил Лавров, по мнению которого современные союзы должны быть гибкими.
"Классические союзы эпохи "холодной войны" себя исчерпали. Про метания НАТО в поисках смысла существования я уже говорил, — отметил министр. — У нас есть ОДКБ, свой военно-политический альянс. Но в нем нет палочной дисциплины".
"Иногда слышим, мол, посмотрите, как дружно голосуют в ООН члены Североатлантического блока: США скомандовали, и все подняли руки (правда, все знают, что перед этим многих жестко обрабатывали). А представители стран ОДКБ могут поддержать инициативу России или воздержаться, а то и вовсе пропустить заседание, как было, когда на Генассамблее ООН обсуждалась резолюция после крымских событий, — продолжил он. — Мой ответ всегда прост:
"Да, мы рассчитываем, что наши союзники будут следовать договоренностям глав государств ОДКБ о единой внешнеполитической линии, но также понимаем, что сегодняшний мир является многогранным и многовекторным, поэтому не стремимся запрещать кому-либо иметь нюансы в подходах к решению той или иной проблемы и уж точно никому не выкручиваем руки и никого не шантажируем", — пояснил глава российской дипломатии.