Сотрудники Института археологии РАН обнаружили при раскопках в зоне строительства крымской автотрассы Таврида каменный мост, построенный к путешествию императрицы Екатерины II в южные области Российской Империи в 1787 году. На сегодня это самое старое инженерное сооружение в Крыму.
Весной 2017 года в Крыму начала работу экспедиция Института археологии РАН под руководством Сергея Внукова. Её задача – археологическое обследование местности вдоль строящейся трассы "Таврида" от Симферополя до Керчи. К настоящему времени учёные исследовали более 60 памятников самых разных эпох, от мезолита до XIX века.
В Белогорском районе Крыма у деревни Некрасово сотрудники экспедиции обнаружили памятник дорожного строительства – "Малый каменный мост". Его возведение можно предварительно отнести к концу XVIII века, ко времени знаменитого путешествия Екатерины II в недавно присоединённые к России южные регионы.
Императрица Екатерина II много путешествовала по России, историкам известны по меньшей мере восемь ее поездок. Например, в 1767 году она совершила плавание по Волге, добравшись до Симбирска, а в 1780 году побывала в западных губерниях. Но ее путешествие в Крым, незадолго до того отвоёванный у Турции, в 1787 году превзошло все предыдущие.
Эта поездка продолжалась более полугода – с января по июль. Императрицу сопровождала свита из более трёх тысяч сановников и придворных. В Киеве к путешественникам присоединились австрийский император Иосиф II, польский король Станислав-Август и светлейший князь Григорий Потёмкин.
К приезду Екатерины повсюду ремонтировали и строили мосты, дороги и здания, вдоль маршрута устанавливались каменные дорожные знаки – так называемые "екатерининские мили". Именно с этим путешествием связано появление знаменитого выражения "потёмкинские деревни".
Малый каменный мост, найденный археологами, по всей видимости, был построен к приезду Екатерины вместе с другими инженерными сооружениями участка тракта из Карасубазара (современный Белогорск) в Феодосию.
Маршрут императрицы по Таврической губернии пролегал через Перекоп, Ак-Мечеть, Севастополь, Бахчисарай, Карасубазар в Феодосию. Отрезок этой дороги от Карасубазара до Феодосии проходил значительно севернее современного шоссе и на многих участках совпадает со строящейся трассой "Таврида".
Распоряжение о грандиозном по тем временам дорожном строительстве было отдано Потёмкиным. По замыслу князя, тракт должен был стать "во много крат краше" древнеримских дорог, являвшихся в то время эталоном дорожного строительства.
Арочный однопролётный Малый каменный мост был построен через ручей Ашиль (левый приток реки Булганак), который протекал в этом месте, но к концу XIX века полностью пересох. Название моста, хотя и условное, не лишено смысла, так как к западу от него по картам XIX века на реке Кучук-Карасу изображён мост большего размера.
Конструкции Малого каменного моста тщательно сложены на растворе из тёсанного природного камня. Длина моста – около 30 метров, ширина – около 8 метров, ширина арки – не более 2 метров. По сторонам моста возвышался парапет – ограждение из крупных тёсаных каменных блоков. Позднее он обрушился.
На некоторых блоках парапета и арок были обнаружены процарапанные или вырезанные надписи. В основном это инициалы или фамилии лиц, в разное время проезжавших здесь. Среди русских имён встретилась и надпись латиницей. На одном из камней арки процарапана дата – 1861 год.
В XIX веке мост несколько раз перестраивали и ремонтировали. В деталях этих перестроек ещё предстоит разобраться. Не исключено существование в этом же месте и более ранних конструкций для перехода через ручей. Судя по старым картам и обнаруженной на камнях дате, сооружение использовалось как минимум до 60-х годов XIX века.
В XVIII-XIX веке тракт Карасубазар – Феодосия был довольно оживленным. Это подтверждают и находки, сделанные при раскопках моста. Они представлены, в первую очередь, конскими подковами и деталями упряжи. Попадаются и монеты середины XIX века, но их немного.
Отдельно стоит отметить находку пулелейки и 7 свинцовых пуль. Эти изделия могут свидетельствовать о том, что у моста находился постоянный пост. Это совершенно не удивительно, так как именно в этой точке сходились две дороги: одна шла с востока из Феодосии, вторая – с юго-востока из Судака.
В наше время от почтового тракта XVIII – XIX века с его многочисленными мостами почти ничего не осталось. Практически по его трассе прошла дорога Белогорск – Золотое Поле. Открытый мост является единственным сохранившимся архитектурно-инженерным сооружением, памятником дорожного строительства XVIII – первой половины XIX века не только на этом тракте, но и во всём в Крыму. Он расположен в непосредственной близости от трассы "Таврида".
"После небольшой реставрации мост может стать интересным объектом демонстрационного показа, иллюстрирующего преемственность дорожного строительства в России XVIII и XXI веков. Трудно было бы найти иной, более яркий, пример этой преемственности", – отметил директор Института археологии Николай Макаров.
Напомним, что мы и раньше писали о раскопках Института археологии. Например, об арабских монетах в Суздале, античной крепости в Крыму и роскошных украшениях знатной сарматки.