Цыганенок постучался в дверь со словами: Дайте воды напиться,
а то так есть хочется, что аж переночевать негде.
Примерно как в этом старом анекдоте случилось и с героиней спектакля Наташа
Светланы Земляковой, премьера которого состоялась в Театре Наций.
Цыганенок постучался в дверь со словами: "Дайте воды напиться,
а то так есть хочется, что аж переночевать негде".
Примерно как в этом старом анекдоте случилось и с героиней спектакля "Наташа"
Светланы Земляковой, премьера которого состоялась в Театре Наций.
Ох, уж эти коренные москвичи, живущие на Тверской! Получили они
свои огромные квартиры от служивших в органах дедов, привыкли к персональным водителям, но
к простой жизни с их МФЦ, налоговой и полицией в большинстве своем оказались совершенно не приспособлены.
Вот и находятся ушлые провинциалки, которые берут в оборот таких
жителей центра столицы. Из рядовых сиделок, носящих судна за больными, становятся
они вдруг обладателями престижных "квадратов". Сколько таких случаев из жизни знаменитых
актеров можно вспомнить!
Наташа (Алена Разживина) в квартиру Кирилловых попала
случайно. Когда-то она ухаживала за больным хозяином дома, потом вышла замуж и
уехала в Германию, а после смерти супруга там осталась без кола и двора, вернулась
на родину и поселилась на вокзале. Где ее и встретила Маша (Илона Гайшун) –
дочь покойного Кириллова. И всего-то нужна бедной Наташе с подбитым глазом, что
оставить где-то вещи. "Паспорт потеряла, я у вас
просто вещи оставлю, пока мне справку сделают, а сама работу и жилье буду
искать. Я не хочу вас напрягать", – говорит эта воспитанница детдома.
Ну что
ты, Наташа, какое стеснение, у нас есть бельевая комната, там можешь остаться.
Пройдет совсем немного времени, и вот уже эти совершенно
неприспособленные люди во главе с хозяйкой квартиры Ольгой Сергеевной (Наталья Павленкова) доверят Наташе документы для оформления квартиры и дачи,
которые не успели в свое принять в наследство. Доверят гасить и
эпилептические припадки у алкоголика-сына (Станислав Беляев). "Они как дети, ничего не понимают в жизни,
вожусь с ними", – скажет Наташа. И все поймет про этих недальновидных и не знающих настоящей жизни людей. Зато она прошла и Крым, и Рым, и медные трубы в итоге.
Получит в квартире на Тверской прописку, выйдет
замуж за наследника элитной жилплощади и станет леди в туфельках на каблуках и
с укладкой. Эдакая Золушка наших дней. От простушки из детдома, которая не
смывала за собой в уборной, не убирала волосы из ванны и не знала, куда класть
нож с вилкой при сервировке стола, не останется и следа.
О такой причудливой и быстрой человеческой эволюции и идет
речь в спектакле по пьесе Марины Крапивиной. В нем можно найти отсылку к "Трем
сестрам" – этой раздраженной реакции Чехова на людей, которые отчаянно верят, как что-то туманное волшебным образом может изменить их жизнь.
Чеховская Наташа Прозорова из "Трех сестер", кстати, похожа на Наташу из пьесы Марины Крапивной – тоже провинциалка, которая жалко одевается, кажется робкой и несмелой. Когда Прозорова слышит насмешки в свой адрес, то покидает гостиную со словами "Я так не привыкла бывать в обществе!.." А потом Наташа выходит замуж и быстро прибирает к рукам хозяйство.
И вот уже не просит о чем-то домочадцев, а приказывает им и даже делает замечания. Почувствовав власть и достаток, она показывает истинное лицо.
Неслучайно
перед входом в зрительный зал Театра Наций к премьере "Наташи" появилась
экспозиция, где книги залиты бетоном и превращены в колонны и сидения. Мол, на
классиков опирались драматург и режиссер, в них находили поддержку и их брали
за основу. Стопки книг высятся и на авансцене – мол, классики списаны в утиль пришло время новых героев. Хотя, как известно, "дома новы, но предрассудки стары".
А на сцене художница Екатерина Злая создает функциональную
декорацию. И зрители, благодаря проекции, оказываются то в одной квартире, то в
другой, то на даче, в супермаркете. Стены начинают сдвигаться и сразу понятно,
что в квартире, где поселилась Наташа, ее вдруг стало слишком много – она
заполнила собой все пространство. И чтобы наверняка уже тут утвердиться,
забеременеет.
Она не знала, что такое "Абулия" – синдром отсутствия воли,
который в той или иной степени есть у каждого из членов семьи Кирилловых. Но на каким-то звериным
чутьем поняла и это и подчинила себе каждого из них. Сделала она это, надо
сказать, виртуозно.И всем, мечтающим закрепиться в Москве провинциалам с
трудной судьбой, ее история – пособие к действию.