Возрождение после краха. Легендарный Гусевский хрустальный завод вновь начал свою работу после двух лет простоя. Каким теперь будет стекло, которое некогда имело мировую известность, расскажет Кристина Иванова.
Возрождение после краха. Легендарный Гусевский хрустальный завод вновь начал свою работу после двух лет простоя. Каким теперь будет стекло, которое некогда имело мировую известность, расскажет Кристина Иванова.
Эту комнату здесь называют "образцовой". Всевозможные цветные стеклянные фигуры, вазы и целые композиции - в этих работах - вся история хрустального завода, говорит Николай Петрович. Сам он проработал здесь 33 года старшим стекловаром. Вплоть до последнего дня перед закрытием, в 2011 году, когда завод не справился с очередным падением спроса на хрусталь. Тогда и была уволена последняя сотня сотрудников, вспоминает Николай Петрович.
НИКОЛАЙ ЗАЙЦЕВ ТЕХНОЛОГ, СТАРШИЙ СТЕКЛОВАР: "Ну, вот я могу это делать, а больше я другого ничего не умею. Пошел я в школу, значит. Говорю, у вас есть дворник? Беру лопату - убираю снег".
Эти два года ожидания и надежд были тяжелыми, признается стекловар. Потому приглашение запустить новое производство в родных стенах завода поначалу воспринял как шутку. Кроме Николая Петровича, к работе на новых печах "призвали" еще 26 человек. Большая часть - старые опытные работники, имена которых вписаны в многолетнюю историю Гусевского хрустального завода.
ВЛАДИМИР КАСАТКИН, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ: "У меня руки чешутся. А здесь еще диапазон шире будет, я уже могу иметь доступ к печи. И все мои замыслы, и те, в которых нуждается руководство завода, я могу помочь в воплощении этих идей".
Раньше в этом здании находился экспериментальный цех, где "обкатывали" свои идеи художники завода. Теперь здесь 4 печи, две из которых уже плавят стекломассу. Вновь заработавший завод будет выпускать только художественные творения в гутной технике. То есть, без формы. Профессионалы создают свои шедевры за считанные минуты с помощью лепки и сплавления различных деталей, горячей отделки края и ручного рифления. Уже есть заказ на полгода. Для завода это самое главное.
АЛЕКСЕЙ РУСАКОВСКИЙ, ГЕНДИРЕКТОР ГРУППЫ КОМПАНИЙ, ДЕПУТАТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Есть люди в России и за рубежом, которые хотят здесь работать, художники, я подчеркиваю. Хотят работать уже с новыми дизайнами. Не с теми рюмками, которые в серванты ставили в советское время, а с новыми дизайнами".
В торжественном запуске печей приняла участие губернатор области,
Светлана Орлова. Красная кнопка и сопутствующий сигнал - символичный призыв к новой жизни некогда знаменитого завода страны. Глава региона уверена: у предприятия - хорошие перспективы. Значительную роль в возрождении знаменитого завода сыграл "Московский Индустриальный Банк". Именно он по ходатайству главы региона Светланы Орловой и при поддержке администрации области дал долгосрочный кредит на модернизацию производства. Объем инвестиций составил 100 миллионов рублей.
АБУБАКАР АРСАМАКОВ, ПРЕЗИДЕНТ МОСКОВСКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО БАНКА: "Мне очень тепло, что сегодня государственно значимый завод возродился".
СВЕТЛАНА ОРЛОВА, ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Это красота, это грани, это свет, это будущее! Я вас всех поздравляю с открытием печи. С праздником!"
Первая работа - синий конь - подарен Музею хрусталя как символ наступающего года, который, как надеются гусевчане, станет для них особенным. На территории Гусевского завода (14,5 гектаров) остается еще несколько неработающих цехов. Но это временно, говорят в руководстве. Планы грандиозные.
КРИСТИНА ИВАНОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ: "Открытие производства - первый шаг на пути к большим переменам, уверили в местной администрации. В ближайшие годы пустующие здания территории завода должны стать частью своеобразного городка мастеров. Здесь планируют расположить выставку-ярмарку, ресторан и спортивный комплекс. Правда, кто будет финансировать этот проект, пока неясно. Но главное уже сделано - легендарный завод хрусталя начал свое возрождение".
Кристина Иванова, Илья Любимов