Строительство железнодорожной ветки «Шимановск – Гарь – Февральск» планировалось еще в 1990-х годах для разработки Огоджинского угольного месторождения - крупнейшего угольного кластера на Дальнем Востоке, с ресурсной базой в 2,8 млрд тонн угля.
Однако для реализации проекта постоянно не хватало финансирования: в 2011 году была создана ООО «Огоджинская энергетическая компания» - совместное предприятие китайской Shenhua и российской ОАО «Ростоппром», которая через два года после основания обанкротилась, а в 2017 году и китайский партнер вышел из проекта, сочтя его не рентабельным.
Через год месторождением занялся «Востокуголь», который планировал приступить к добыче угля и строительству железной дороги «Февральск – Шимановск» (390 км) для транспортировки ресурса в Китай уже в 2019 году. Но спустя два года и эта компания покинула проект, продав свою долю новому инвестору – компании «А-Проперти». Однако у нынешнего инвестора также не нашлось средств на строительство «перемычки», так как в приоритете развитие другого месторождения угля – Эльгинского. И там за счет инвестора будет построена железнодорожная магистраль до Охотского моря.
При этом строительство участка «Шимановск – Гарь – Февральск» необходимо не только для наращивания экспорта угля в Китай, но и для промышленного развития региона. Например, в 2020 году ООО «Петропавловск-Черная Металлургия» и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций (АНО АПИ) заключили договор о сотрудничестве в процессе строительства в регионе завода по производству горячебрикетированного железа (ГБЖ). Предприятие планировало выпускать 3,5-4 млн тонн железорудного концентрата ежегодно, чем обеспечивать потребности судостроительных предприятий Дальнего Востока. Перспектива создания металлургического завода связана со строительством линии «Шимановская — Гарь — Февральск».
Автор материала: Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов