Железнодорожная отрасль России в 2022 году по-прежнему остается низкороботизированным сегментом экономики страны.
Первые беспилотные поезда «Ласточка» должны начать курсировать по Московскому центральному кольцу (МЦК) только в 2024 году, тогда как в Китае аналогичные поезда появились еще в 2017 – в пекинском метро. Также наиболее сильно нуждаются в автоматизации и роботизации складское хозяйство и ремонтные процессы, проводимые на железных дорогах России.
В 2024 году ожидается запуск пассажирских поездов, оснащенных системами искусственного интеллекта. Они обеспечат сокращение числа несчастных случаев на РЖД на 70% благодаря машинному зрению, которое сможет распознать объекты на железнодорожных путях: другие составы, стрелки, пути, людей, светофоры. Тесты, проведенные в 2021 году, доказали, что автопилот имеет возможность мониторить обстановку, подавать машинисту сигналы, предупреждающие об опасности, а в особо сложных случаях - самостоятельно принимать решения для обеспечения безопасности. Работать беспилотный поезд сможет в любых климатических условиях - при температуре от минус 40 до плюс 50 градусов.
Роботизация железных дорог и сопутствующей инфраструктуры позволит ускорить процесс оборачиваемости грузов (погрузка/выгрузка, складские операции), а также снизить себестоимость эксплуатации (ремонты и ТО). Поэтому уже сейчас инновационные технологии применяются для развития мультимодальных железнодорожных перевозок, оптимизации процесса модернизации железнодорожного полотна, сортировочных хабов и стыковых узлов.
Автор материала: Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов