В последнее время на картинках из Крыма - флот, радостные люди и народная дружина. В тени осталась богатейшая культура полуострова, знаменитая архитектура и парки. Дачный Симеиз в 1911 году разделил с Ниццей первое место как лучший курорт. В каком виде сейчас музеи, мемориальные квартиры и парки?
В последнее время на картинках из Крыма — флот, радостные люди и народная дружина. В тени осталась богатейшая культура полуострова, знаменитая архитектура и парки. Кто сейчас поверит, что, например, дачный Симеиз в 1911 году разделил с Ниццей первое место как лучший курорт? Это же был наш Лазурный берег и по климату, и по культурной насыщенности. В каком виде сейчас музеи и мемориальные квартиры, парки и уникальная архитектура?
Если смотреть на Карадаг со стороны поселка Коктебель, то можно ясно увидеть: очертания горы напоминают профиль мужчины, и у живущих здесь никогда не было сомнения — это профиль Максимилиана Волошина, поэта, художника, великого гуманиста,дух которого незримо присутствует здесь. У коренных коктебельцев есть традиция называть литератора Макс и говорить о нем так, как будто это старинный знакомый.
Дом в Коктебеле был построен в 1913 году. Он был необычным, как и его хозяин, который обликом напоминал древнегреческого бога. Волошина назвали гением места еще и потому, что в годы послереволюционного террора он укрывал у себя равно и белых, и красных. Великий гуманист умер здесь же в 1932-м.
Его вдова сразу решила, что устроит из дома музей. Во время оккупации она не пустила в дом немцев. Мария Волошина умерла в 76 лет. Для посетителей дом открыли в 1984 году. Таких музеев практически нет на территории бывшего СССР.
В стране были революции, Гражданская война и Великая Отечественная. Великие уезжали в эмиграцию, их квартиры перестраивали. Большинство музеев-квартир — восстановленный по фотографиями интерьер. В Доме-музее Волошина — все, как при хозяине.
После 1991 года музей переживал не лучшие времена. Реставрацию финансировали российские любители словесности. Но деньги не решают всех вопросов. Рядом с музеем — дом матери Волошина Елены Оттобальдовны. В нем как раз и жили гости литератора — Цветаева, Гумилев, Белый. Музей хотел был устроить здесь экспозицию, но это невозможно, ведь теперь здесь частный отель.
"Менялись адресаты, куда мы обращались, но передачи этого дома не случалось. Оказалось проще передать его в частные руки, чем во благо культуре", — вздыхает заведующая Домом-музеем Волошина Наталия Мирошниченко.
Музейщиков и всех коктебельских интеллигентов беспокоит, что с каждым годом становится все меньше нетронутой природы. Уходят в прошлое пейзажи, которые писал Волошин и которые его вдохновляли. Набережная засорена ларьками и странным декором. Повсюду идет строительство частных домов и отелей. Только в прошлом году был принят Генплан, но нет никаких ограничений, никаких высотных регламентов. Отели возводят в разных стилях и любой высоты.
Дом Елены Оттобальдовны стоит в знаменитом парке, созданном в советские времена. Это был общедоступный парк Дома творчества Союза писателей СССР. Не нужно объяснять, как было сложно сажать и поливать редкие деревья в таком климате. Сейчас реликтовые хвойные безжалостно вырубают, парк разбит на квадраты, огороженные заборами. Всюду — интенсивное строительство, которое идет прямо рядом с музеем.
Дом Волошина — один из самых известных музеев Крыма наравне с Белой дачей Чехова в Ялте. Считается, что именно Чехов, проживший здесь последние пять лет жизни, создал моду на Крым и сюда стали приезжать люди Серебряного века. Обеспеченные господа, такие как придворный живописец Альфред Эберлинг, могли ездить каждый год в Италию. Небогатые молодые художники и литераторы поехали в Крым, ведь здесь дешевле. Получилось, что в Крым в то время ездили будущие великие-основоположники новых направлений в отечественном искусстве. Крым был зимой абсолютно безлюдным, что давало возможность полностью отдаваться творчеству.
Пять лет назад в Крыму открылся новый литературный музей сестер Цветаевых в Феодосии. Это был лучший период в жизни великой русской поэтессы, которая позже познала горький хлеб эмиграции, у которой репрессировали мужа и дочь и которая вынуждена была покончить с собой. В Феодосии Марина Цветаева была счастлива — отдыхала здесь с мужем Сергеем Эфроном. Музейчик — доморощенный, здесь почти нет экспонатов, фактически одна комната, зал никак не освоить — нет денег, да и на существующую мини-экспозицию деньги давали россияне.
Раньше в каждый городок можно было добраться на кораблике. В последнее время количество рейсов свели до минимума. Из Ялты в Симеиз добраться можно только на автомобиле.
Сейчас сложно представить, но в 1911 году Симеиз разделил первое место с Ниццей как лучший европейский курорт. Климат здесь считается целительным для астматиков и чахоточных. Симеиз не городок. Он стал развиваться как дачный поселок. Фактически это был наш Лазурный берег.
Перед революцией здесь было 58 красивейших дач, построенных в стиле модерн. У каждой было свое название: "Дива", "Большой Богдан", "Мечта", Ксения... Сейчас все это великолепие осталось на фотографиях. Виллы — например, знаменитая "Ксения" — в запустении. Кому принадлежит, не ясно. Остальные особняки выглядят не лучше. Два года назад произошла трагедия на вилле "Большой Богдан" — упал балкон, и погибла девочка. Это потрясло провинциальный городок, но мер не было принято никаких. Статую Афины на главном проспекте разбили вандалы. Повредили и другие скульптуры.
"Те, кто закладывал это, делали это для себя, понимая, что будут здесь жить. Сейчас — другие интересы", — считает студент Черноморского филиала МГУ Игорь Нестерук.
В хорошем состоянии — знаменитый Воронцовский дворец и парк в Алупке. Продолжают работать ученые в Никитском ботаническом саду — выводят новые сорта растений. Но это, пожалуй, исключения. Многие музеи Крыма, исторические виллы и парки нуждаются в срочной помощи. И не только деньгами. Не хватает специалистов. Одну из статуй в Симеизе решил самостоятельно привести в порядок местный умелец — теперь отреставрировать ее будет еще сложнее.