Здесь представлены около 120 экспонатов
Владимир, 9 июля – 33Live.Ru. Сегодня во владимирских Палатах открылась выставка «Узоры русской души», где представлена коллекция платков и шалей из фондов Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Всего, под данным пресс-службы ВСМЗ, в фондах насчитывается насчитывает 517 предметов, но выставлены будут около 120 наиболее ярких и интересных экспонатов конца XVIII – начала XX века.
Самыми ранними из представленных на выставке являются парчовые платки конца XVIII – начала ХIХ века, узоры которых вытканы золотными или серебряными нитями.
В экспозиции широко представлены ситцевые и шерстяные платки с набивным узором. В XIX веке изготовлением набивных платков занимались многие фабрики в Москве и Владимирской губернии. На выставке демонстрируются платки таких крупных платочно-набивных фабрик, как Прохоровская Трёхгорная мануфактура, фабрики Барановых, фабрика Я. Лабзина и В. Грязнова, Товарищество мануфактуры Ст. Посылина и других.
В узорах платков отразился кропотливый труд и фантазия русских художников и мастеров ткацкого, набивного и красильного дела. Опираясь на традиции народного искусства, они создавали оригинальные художественные образы, неразрывно связанные с праздниками и повседневной жизнью.
Чем пахнет женщина. Во Владимире открылась выставка старинных духов из частной коллекции парфюмера >
На протяжении веков платок был традиционной частью русского костюма. Его декоративная роль особенно ярко проявилась в народной одежде. Русская замужняя женщина не могла ходить с непокрытой головой, «простоволосая». Платок использовался как элемент, дополняющий головной убор, а позднее – заменил его, став неотъемлемой деталью русского народного костюма.
Ассортимент платков, соответствующий различным моментам в жизни женщины (от торжественных и радостных до печальных), был обширен и включал в себя изделия, разные по форме, цвету, орнаментальному решению и технике выполнения. Основное место занимали многокрасочные растительные узоры, среди которых особенно популярным стал мотив «турецкого огурца», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей.