Музей-заповедник народного быта в Ивановском районе - явление уникальное не только для Ивановской области, но и для всей России. По крайней мере, как рассказывают жители музея-заповедника, они пытались найти похожие, но - не нашли
Вокруг - стена из валунов
Более 6 лет назад люди, неравнодушные к истории России списались по интернету, собрались и - приобрели в Ивановской области территорию бывшего пионерского лагеря рядом с деревней Рогатино.
Со стороны дороги свое новое жилище окружили стеной из валунов со сторожевыми башенками - под старину. Свои дома - бывшие павильоны - также выложили снаружи камнями. Сделали здесь музей, вещи для которого - старинные сундуки, одежду, ступы, ткацкие станы, посуду - собрали в этнографических экспедициях. Организовали мастерские - кузнечного дела, писанки, ткачества, изготовления мазыкской игрушки (сделанной только топором), старинных «любошных» боёв... И начали проводить многодневные семинары, на которые съезжаются участники со всей России. Профессии у всех совершенно разные - учителя, врачи, строители, тренеры, архитекторы, художники. Но всех объединяет интерес к старинным русским традициям. А многие, получив здесь навыки какого-то ремесла, впоследствии организовали своё дело.
Без Троицы дом не строится. В Суздале славили берёзку
Самые яркие, незабываемые семинары, пожалуй, получаются здесь во время четырех сезонных местных праздников, которые организуют местные жители. Это летние «Зелёные святки», «Зимние святки», «Заклик весны» и осенний «Покров».
В эти выходные более 200 человек приехали сюда, чтобы отпраздновать «Зелёные святки». Гости собрались из самых удаленных уголков России - Астрахани, Архангельска, Красноярска, Урала. Были даже из Германии и Франции.
Как Строму «хоронили» «Похороны» Стромы/Фото: Анастасии Калашниковой
Особенностью местных праздников является то, что люди, приехавшие сюда, являются не просто зрителями, а сами принимают участие в сценических действиях. Гости музея-заповедника справляют празднество в одеждах, стилизованных под старину. Поэтому каждый из местных праздников - зрелище весьма необыкновенное!
На местную полянку стали собираться женщины в старинных русских сарафанах и вышитых кофтах, мужчины в рубахах, сапогах и шароварах и бить в косы, созывая гостей на праздник.
Как пояснила впоследствии Светлана Пигарева, руководитель отдела народной культуры в музее-заповеднике, она же ведущая праздника, обычай созывать битьем в косы был обнаружен в результате этнографических исследований во Владимирской области.
- На «Зелёных святках» мы обыгрываем обряды сразу нескольких праздников за большой промежуток времени - «Семик», «Троица», «Праздник Ивана Купалы», «Петров день», - говорит Светлана Пигарева (по первому образованию - филолог, по второму - специалист по русской народной культуре). - Это и своеобразный отчет о проделанной работе наших полевых этнографов. В Суздале прошел XII День огурца
А вот подошли несколько мужчин с балалайками, и начались задорные русские народные плясы. Но это было только прелюдией к празднику.
Из леса на носилках несколько человек вытащили Строму - чучело в рост человека, набитое свежим сеном. По легенде этого года, Строма - девушка, которая разочаровалась в любви. Интерес к жизни ей пытался вернуть местный охотник, но не сумел. Театральное действо, в ходе которого пытаются реанимировать Строму - импровизация. Участвуют в нем местные ряженые - «Поп», «Охотник», «Ангел», «Врач». Действо сопровождается шутками, прибаутками.
Как пояснила Светлана Пигалева, обряд «Похороны Стромы» был обнаружен несколько лет назад в деревне Шутилово Нижегородской области. Смысл этого обряда в проводах весны и встрече лета - в это время проходило цветение, наступала пора плодов. Не случайно и имя «Строма» или «Кострома», что означает «стрёмная», «растрёпанная». Согласно обычаям предков, Строму вынесли за околицу, и дети растрепали её, разбросав траву по полю. В действе участвовали самые различные персонажи/Фото: Анастасии Калашниковой
Битва «на любки»
Важной частью всякого праздника были «любошные» бои. Как пояснили жители музея-заповедника народного быта, «любошные», или бои «на любки», означает дружеский поединок, в отличие от битвы «на зверки», то есть борьбы до крови. Владимирцы возрождают старинную традицию обряда сбора вишни
Проводились они и на «Зелёных святках» в музее-заповеднике. Со времени основания здесь есть отделение русских боевых искусств, где собираются различные старинные приемы боёв. Например, как проводить удар «медвежья лапа», как бороться «на косоручки» или «на пояски». В этот раз здесь показывали и обучали весьма интересному приему. Человеку предлагали пройти по прямой линии несколько метров, затем обнимали его за шею и - предлагали вновь пройти по прямой. После двух объятий это никому не удавалось.
- Этот прием показал нам во время этнографических сборов дедушка в одной из деревень Владимирской области, - рассказывает житель музея-заповедника, представитель отделения русских боевых искусств 25-летний Владислав. - Предлагая сначала человеку пройтись по прямой, я определяю у него «узлы напряжения», которые способствуют движению. А затем, обнимая, блокирую их, и человек уже двигается с трудом.
Были на «Зелёных святках» и игры, и обряды для девушек. Например, «кумление», обряд посестринства, который раньше проводился на Троицу, игра «Искать молодуху», которая была обнаружена на Смоленщине. С удовольствием все присутствующие приняли участие в игре - свадебном хороводе «Лебядин» (наподобие нашего «Ручейка»), которая была найдена на Урале.
Ну а завершал праздник великолепный обряд - «Мирское кольцо». Этот старинный обычай этнографическая группа музея-заповедника обнаружила в Шуйском районе. Участники празднества под старинный напев вынесли огромное - длиной метров 60-70 - плетение из березовых веток и замкнули его на поляне в кольцо. Когда-то подобным «Мирским кольцом»-оберегом наши предки замыкали свое селение, чтобы защититься от различных бедствий.